III Чемпионат мира по гонкам на разборных и надувных
парусных судах
"Балхаш-2014"


 Часть 1. Казахстан

Часть 2. Регата
Приозёрск
Карагаш
Гульшат
Остров Зелёный
Тас-Арал
Мы - чемпионы мира


Дневник регаты написан О.Дмитрук под грохот канонад.
Редактирован И.Крыгиным.
Е.Коротких отредактировать не успел - пропала связь с Луганском.

Домой!

22 июня, воскресенье


          Когда на сцену поднялись все призёры во всех номинациях, когда были отмечены грамотами все организаторы соревнований и все службы помощи (медицинская, МЧС, пожарные), наступил кульминационный момент.


Звучат гимны Казахстана, России, Украины

         На всю мощь динамиков зазвучали гимны стран-участниц: Казахстана, России, Украины. Я видела патриотизм и казахов, и россиян, и наших земляков. И мыслями снова вернулась домой.
        В данную минуту наши любимые Донецк и Луганск окружены танками, «ГРАДами», «УРАГАНами»  и прочими армейскими игрушками, и все близкие и родные мне люди находятся ТАМ, под прицелом, на линии огня. А мы тут выигрываем мировой Чемпионат, защищая и восхваляя высоту и профессионализм УКРАИНСКОЙ школы парусного туризма…
            Родина, мы всё ещё надеемся, мы всё ещё любим тебя, всё ещё славим твои успехи… За что ты так с нами???!
       На всю площадь гремели торжественные гимны, в которых восхвалялись мощь государств, обретённая ими свобода и созидающий труд живущих в них народов. И лишь в нашем гимне – ни слова о почёте трудового человека, ни слова о свободе и процветании украинского народа. Только надежды на то, что когда-нибудь, когда враги сгинут, мы заживём по-человечески. Не пора ли менять текст нашего гимна? Ведь гимн – это мантра, он должен вдохновлять на подвиги и вызывать гордость за своё Отечество, а не жалость к нему. Вот просто обидно за Украину!


        После торжественной части начался концерт. Местные жители говорят, что здесь каждое воскресенье организуется дискотека для отдыхающих тружеников Приозёрска, но обычно выступают детские коллективы. А сегодня – взрослые певцы и певицы, специально в честь события мирового масштаба. Мы какое-то время потусили на площади, сфоткались с памятником Мкртчяну и Кикабидзе, послушали концерт и пошли прощаться.

Национальный колорит


Команда "Хануман" с местными артистками и Гульжихан...

С Оксаной Китановой и её сыном Артуром

С героями фильма "Мимино" - Валико Мизандари (Вахтанг Кикабидзе) и Рубеном Хачикяном (Фрунзик Мкртчян)

Самые главные начальники ЧМ-2014

       Основная масса участников грузилась в спецавтобус, который увозил их в Алма-Ату. 25 июня в бывшей столице Казахстана запланирована конференция по итогам ЧМ-2014. Участникам конференции накануне предстоит экскурсия в горы.  Как нам хотелось к ним! Ведь и Алма-Ата, и горы «пролетают»: Толик не поедет через юг…
       Тёплые прощания, обнимашки-поцелуи, рукопожатия и даже слёзы… Такое ощущение, что уходит не просто часть жизни, а лучшая часть её… Что Балхаш – словно прощальный бравурный туш. И всех ждёт оптимистичное будущее. А у нас с Женей будущего нет… Если не уничтожат физически, то предстоит ломка психологическая и нищета бесконечная...
       Поделили полученные призы: капитану дяде Жене - Кубок за 1 место и грамоту, старпому (мне) - большую яркую книгу о Карагандинской области и тоже грамоту, хозяину катамарана Лёше Лапакову - диплом в рамке за стеклом "За победу", а матросам  - просто грамоты за участие.



           Вместе с Толиком и Надей возвращаемся на «базу», где, помимо нас, ночуют ещё участники – всего 14 человек, включая детей. Стараемся по-быстрому сварганить ужин на такую толпу, но объёмы пищи требуют времени. И потому часть голодающих засыпает, не дождавшись, а некоторые нервничают.
            Получилось очень вкусно – целый казан картошки с кониной. И салат из свежих овощей.
           Спим в пустой просторной комнате с комарами. Чтоб не выпили всю кровь, прямо в комнате поставила палатку. А Надя с Толиком предпочли уйти на свежий воздух.

23 июня, понедельник

           Проснулась, как обычно, на рассвете и заметила за окном корову. Не поленилась сбегать разыскать её хозяйку и купить литр молока, чтоб сварить кашу. Очень уж соскучилась по молочной каше. Да ещё из свежачка. Всё удовольствие стоило 150 тенге (30 руб или 7,5 грн за литр).
            После коллективного завтрака попрощались с туристами-парусниками, с гостеприимными хозяевами, с Приозёрском и тронулись в путь. Конечно, позабыв кастрюлю. Пришлось возвращаться, благо, недалеко отъехали. А вот за моей миской возвращаться я не захотела: пусть остаётся здесь, как надежда на возвращение. Вместо монетки.
          Дромадер огорчал своей тихоходностью: выше 60 км\ч бежать не хотел. А в горку тянул вообще 40. Толик нервничал, что такими темпами мы домой будем добираться 2 недели. Кроме этого, выяснилось, что повреждённая во время ралли «Атырау – Актобе» выхлопная труба ремонту не подлежит. И придётся нюхать выхлопы до самого дома. Нас эта новость не обрадовала, особенно – Надю, более всех чувствительную к комфорту.
      Тихоходность машины явилась основанием для отсутствия остановок в дороге, так что наша с Женей надежда на рассматривание хоть каких-либо достопримечательностей захлебнулась в выхлопных газах Дромадера.
          А очень хотелось сфоткаться в обнимку с верблюдом. Такой экземпляр стоял у обочины! Подсёдланный! С хозяином. Мы их видели по пути в Приозёрск, но тогда торопились, и рассчитывали на обратном пути сделать остановку. Увы. Проехали мимо.

Въезд в Караганды


Главная трасса города. Флагшток на горизонте и флаг Казахстана потрясают воображение своей грандиозностью


Между Карагандой и Астаной ещё виделись миражи. На самом деле нет ни лужи на дороге, ни отражения в ней машины.

           На въезде в Астану Толик не затормозил на красный сигнал светофора. И немедленно был оштрафован ГАИ.  Снова 2000 тенге «менту под хвост».
           На ночлег сделали привал на самой окраине Астаны, в поле близ супермаркета «Метро». Недалеко, видимо, находился аэропорт, с которого очень часто взлетали самолёты. Конечно, такие расстояния, как в Казахстане, лучше всего перелетать.

Очень понравились эти волосатики

В разных ракурсах - такая красота!


На горизонте - здание "МЕТРО"

24 июня, вторник

           После завтрака посетили «МЕТРО» на 7000 тенге, где мы с Женей приобрели сувениры домой: напитки «Кымыз» и «Шубат», которых не увидишь в Украине. А я дополнительно приобрела 3 банки тушёной конины и пачку спецлапши для бешбармака. Хотелось побаловать папу настоящим казахским бешбармаком, а заодно Влада, маму, Мишу и друзей.
         К сожалению, мои планы о большом сабантуе, посвящённом нашей победе в Чемпионате мира, были жестоко разрушены усилением военных действий. Война подкатилась к самому порогу Донецка и Луганска, и мы так и не нашли сил собраться попьянствовать. Не до праздников…
         А Толик задался целью поменять колёса. Тысячи километров по дорогам стёрли покрышки, а стоимость колёс в Казахстане значительно дешевле, чем в Ростове. Оказывается, он об этом подозревал, и потому у него в планах стояла замена колёс именно в Казахстане.
             Полдня мы потратили на поиски автосервиса, в котором можно было приобрести колёса. Покупка обошлась втрое дешевле, чем дома. Почему Толик купил всего два колеса вместо четырёх, имея возможность полностью «переобуть» машину, для всех нас осталось загадкой.
              Заменив передние колёса (стоимость работы тоже втрое меньше расчётной), едем на Костанай.
            На заднем колесе лопается корд. Снова остановка, потеря времени на замену колеса на старую запаску.

Подобными скульптурами животных богаты казахские степи - деревянными, каменными и металлическими, одноцветными и раскрашенными. Радуют глаз путника средь однообразия равнин.

            Заканчивается вода. Вечереет. В поисках воды заезжаем в посёлок Жаксы. Воды нет, потому что нет света – объяснили местные жители. Как взаимосвязаны свет и вода? А насос без электричества не качает воду. Весь посёлок без воды. Пришлось купить 5л в магазине.
         На ночлег устроились в чистом поле, недалеко от маленького конак уя, в загончике которого гулял десяток овец. Как вскоре выяснилось, овец держали на шашлыки и время от времени использовали по назначению. Потому что недалеко от конак уя в кустах обнаружились залежи овечьих голов, копыт и кишок.
         В метре от своей палатки я обнаружила норку суслика. Сам зверёк не показывался. А наутро возле суслячьей норы оказался свеженький труп… серой крысы. Загадка. То ли суслик отказал крысе в любви, и она померла от горя. То ли это вообще была нора крысиная, а крыса умерла от ужаса, когда увидела нас.

25 июня, среда

       До завтрака прошлись с Женей по степи и заглянули в конак уй за водой. Степь, благодаря северному расположению, уже полностью зелёная, с зарослями медуницы, полыни и всевозможных трав. А воды мы не раздобыли.

Дикие цветы северного Казахстана



           Машина продолжала ползти со скоростью старого умирающего дромадера. Добавилась проблема с питьевой водой. Мы заезжали во все селения на пути, но колодцы и колонки везде были пусты. Какая-то женщина пожалела нас и налила 10 л. Живут же люди! А мы ещё на условия жизни жалуемся.
           Наконец, дотащились до Костаная. Из-за тихоходности и задержек с ремонтом мы теряли уже сутки хода: путь от Костаная до Приозёрска был нами преодолён менее чем за два дня, а обратный от Приозёрска до Костаная – уже третий день на исходе.
       В Костанае снова потратили время на покупку и замену задней пары колёс и выравнивание покорёженных дисков. Продолжаем двигаться на север до границы Казахстана с Россией, в направлении Челябинска.
        Самые северные области Казахстана удивляют глаз настоящим сосновым бором вдоль автотрассы. Интересная особенность местных сёл: возле каждого домика есть свой забор, огораживающий двор, огород и постройки; а вся территория села огорожена ещё одним общим длинным невысоким деревянным заборчиком. Для чего?

На севере Казахстана растут сосны

           Приближаемся к границе. У меня осталось несколько сот тенге. Монеты заберу домой на память, а бумажные лучше обратить в товар. В одном из придорожных магазинчиков купила чай (640 тенге, или 32 грн за 200г), литр кефира (здесь дорого, аж 280 тенге, или 14 грн), мороженое (100 тенге или 5 грн) и горстку конфет для Миши.
           Подъезжаем к таможне. В этом пропускном пункте – огромные очереди. То ли сообщение между странами более интенсивное, то ли дороги лучше.
          Вот и всё. До свидания, Казахстан! Очень надеемся, что свидание ещё состоится. Ведь нас тут так хорошо встречали, теперь здесь столько друзей!
             При прохождении российской таможни у нас с Женей почему-то потребовали загранпаспорта, хотя выезжали по внутренним.

Российская граница

          Едем в направлении Челябинска – на север. Практически сразу за границей Казахстана, на российской территории, появились берёзовые рощи. Словно берёзы принципиально не желали расти в Казахстане и соблюдали патриотизм. Пейзаж за окном волшебным образом менялся прямо на глазах, превращаясь в смешанные леса, перемежающиеся берёзовыми рощами.             
          Теперь темнело не так стремительно, как на юге, сумерки тянулись и тянулись. А мы никак не могли подыскать место для ночлега. Вокруг было очень сыро после дождя, на полях стояли лужи, и располагаться с палатками в мокрой грязи не хотелось. Но километры сменяли друг друга, а конца-краю лужам и раскисшей земле не предвиделось.
        Свернули с трассы в направлении какой-то деревеньки, расположенной на холме, и там удалось отыскать более-менее сухую поляну, где и заночевали.
           Как потом я посмотрела по физической карте, поднялись мы на широту Москвы, т.е. более тысячи километров севернее Балхаша и Донецка. Челябинск остался километрах в 150-ти восточнее. И климат тут был соответствующий. Прохладно, сыро, тучи комарья и долго-долго не заходящее за горизонт солнце. Вокруг лес и высокая, мокрая после дождя, трава.
         На полянке поставили палатки и приготовили ужин. Потом мужики полезли чинить машину. Промыли топливный фильтр и надеялись, что Дромадер снова восстановит свои способности гонщика. Но напрасно надеялись. После их ремонта он вообще перестал заводиться.  Они до темноты боролись с двигателем, и, все премазанные солярой, всё же победили.
          А я любовалась окружающей природой. Русское зауралье. Никогда здесь не была, никогда не забиралась так далеко на восток (Волгоград и Тбилиси – самые восточные точки на карте, куда я когда-либо попадала, не считая Балхаша в этом году).
         Ночь выдалась очень холодной. Как-никак, уже зона отнюдь не южных степей. Пришлось спать в одежде – термобелье и яхтенной куртке со штанами, накрывшись спальником с головой. И всё равно я подмёрзла.

26 июня, четверг

"Утро добрым не бывает"?

          Утром Женя обратил моё внимание, насколько близко находятся друг от друга точки заката и восхода. Уже далеко не чистые запад и восток.
            - Помнишь, где солнце садилось? В каком месте? А теперь посмотри, где оно поднимается из-за горизонта.
        Замечательная иллюстрация для понимания дневного солнцеворота. Можно сколько угодно читать книжки и рассматривать картинки, но только собственные глаза дают окончательное осознание законов движения светила вокруг планеты. Я-то ещё в 5 лет знала, почему солнце всходит и заходит. И знала о белых ночах в северном полушарии, о коротком дне и длинной ночи, о равноденствии и летнем-зимнем солнцестояниях. Была у нас дома замечательная детская книжка о космосе с отличными картинками. И в школе по астрономии у меня красовалась неоспоримая "пятёрка".
         Но окончательно «пазлы сложились», когда в течение нескольких дней широта уменьшилась настолько, что стали наглядно и ярко видны изменения солнцеворота.
         Сегодня пересекали южную часть Уральских гор. Для меня понятие «за Уралом» всегда ассоциировалось с чем-то невероятно далёким. Об экскурсии на Урал и за Урал могла только мечтать. И вот – сбылось. Пускай кусочком, пускай на машине, но я видела Уральские горы собственными глазами.
          Женя даже в походы ходил по Уральским горам, знает названия отдельных вершин. А для меня всё здесь – «земля неизведанная», терра инкогнита.

На горизонте - Уральские горы

Подъёмы и спуски




         Пыталась одновременно фотографировать и смотреть во все глаза на эту красоту. Не получилось. Что-то одно. Да и Толик, как обычно, гнал в три шеи.
          Правда, Дромадер по-прежнему еле тащился. При подъёмах в гору скорость его падала до… 20 км/ч! С горки же набирал аж до 90.
        Подъёмы и спуски сопровождали нас практически целый день, ибо через Урал с такой скоростью мы волоклись невероятно медленно. Зато была хоть какая-то возможность разглядеть местность. Максимально поднимались на высоту 840 м над уровнем моря.    Однако на подъёмах всё равно закладывало уши.
             Дорога в горах извилистая, и на обочинах пару раз были замечены перевернувшиеся фуры.
       На перевалах располагались магазинчики с уральскими сувенирами, автопринадлежностями, навигаторами, рациями и самогонными аппаратами. Несколько раз выходили размяться, пока Толик искал нужный топливный фильтр для замены, и даже купили по сувениру.

На Урале - самые крупные месторождения мрамора. Поэтому его щедро используют. Мраморная лестница какого-то магазинчика

            Наконец, Толик отыскал нужный фильтр, заменил (снова потеря времени), и машина побежала, как положено. К этому времени мы уже спустились с гор и двигались по холмистой местности среди лесостепей. Там и сям виднелись небольшие «кивающие аисты» - приспособы для локальной выкачки нефти. Аккуратненькие такие, кругом чисто – прямо какая-то экологическая добыча полезных ископаемых.
            Пошёл дождь. Нескончаемым фронтом. Где ставить палатки, мы не знали. И потому, не доезжая двухсот километров до Самары, остановились возле придорожной гостиницы.

Дождь

           К слову, этих придорожных гостиниц в России ещё больше, чем конакуев в Казахстане. В каждой – кафе, душ. То, что может понадобиться путнику и водителю после долгой дороги. Цены вполне божеские, если проводить там не каждую ночь. Например, душ – 150 руб (45-50 грн), одноместный номер – 500 руб (140-160 грн). Как разовую акцию такое с нашим уровнем доходов выдержать можем. Тем не менее, мы с Женей только поужинали (борщ и окрошка – по 65 руб (16-20 грн)) и приняли душ. Спать отправились в Дромадер.
             А Надя с Толиком воспользовались сервисом по полной программе.

27 июня, пятница

И снова - доброе утро! Двадцатое утро вне родного дома - двадцатый раз в новом месте.

          Утром мы с Женей решили, что пора пересаживаться на более скоростной вид транспорта, чем толиков Дромадер. Иначе домой мы будем добираться ещё неделю, а тут каждый день дорог, ибо никто не знает, что могут отчебучить наши власти.
         Ближайшим крупным населённым пунктом была Самара. Толик доставил нас на ж/д вокзал, дождался, пока мы приобретём билеты, и тронулся в свой далёкий и нелёгкий путь до Ростова.
        А мы остались четыре часа гулять по Самаре в ожидании поезда. Прямых билетов на Донецк и Луганск не было, пришлось взять ближайшие в Украину – на поезд «Уфа – Одесса» до Харькова.
         Самара произвела впечатление эдакого старого, сонного, «советского» города – спокойная, относительно тихая, местами ветхая, местами нарядная.
          Зато удивил сервис в поезде. Мы впервые в жизни видели, чтоб проводник так заботился о пассажирах.
       - Здравствуйте, меня зовут так-то, мою напарницу – так-то. Обращайтесь по любому вопросу, постараемся помочь. – Такую приветственную речь женщина держала в каждой плацкарте.
      На протяжении суток, сколько мы ехали, она была низменно вежлива, с мягким чувством юмора, и очень доброжелательна к пассажирам. За сутки раз восемь прошлась с мусорным пакетом, предлагая людям сбрасывать мусор. Раз шесть подметала вагон. И дважды – мыла полы!
        Офигеть! Я даже поинтересовалась, это во всех российских поездах такое творится, или только у неё в вагоне. Она с улыбкой сказала, что не только у неё. Во всех.
          Так-то. Европа начинается с каждого из нас. И в наших силах сделать свой дом чистым и красивым, а не ждать чужих дядь и тёть, и не искать виноватых, почему мы до сих пор в грязи живём.

28 июня, суббота

             В обед проходили таможенный досмотр и пересекали границу. На этот раз ни россияне, ни украинцы вообще не проявили к нам интереса. Молча пропечатали паспорта.
          Я глядела за окошко. Ландшафт не менялся: какой был до границы, такой простирался и после границы. Одна земля, один климат, одна природа. И разные государства.
           И вдруг заметила за собой, что какое-то глупое возбуждение овладело мозгом. Непонятная и беспричинная радость. Казалось бы – покидаю спокойную жизнь в спокойных странах и возвращаюсь в войну. В мир, где будущее видится весьма бесперспективным. Где расстреливают города из тяжёлой артиллерии, бомбят с самолётов, где ежедневно бессмысленно гибнут люди, мои земляки.
            Чему радоваться?
          Но сердце не подчиняется разуму. Родина. Донбасс. Донецк. Любимый город, в котором прошла моя жизнь – 41 год. И сколько ещё мне осталось – никто не знает. А Родина делает всё, чтоб сократить оставшийся срок до нуля.
            Но я еду. Там – мои любимые люди, моя земля, мои воспоминания и моё будущее. Какое бы оно ни было. Вот такой, блин, патриотизм.
          В Харькове взяли билеты на вечерние поезда, уже отдельные: мне – до Донецка, Жене – до Луганска. Утром, 29 июня, будем уже дома.
        Попрощались в Харькове с моим капитаном, поблагодарили друг друга за прекрасную поездку. И расстались. Кто знает – не навсегда ли?
          Прошёл уж месяц, пока я писала этот дневник. Много событий случилось. Город Луганск тяжёлой артиллерией и бомбами раскатали в руины. Последний раз Женя выходил на связь 3 августа. Вокруг него горели дома, грохотали взрывы, город остался без воды и света, на пороге гуманитарной катастрофы. Женя прощался, как и все предыдущие дни. Каждый день – как последний.
         Донецк в осаде, еженощные канонады орудий, расстрел снарядами города, угрозы терактов, бесконечная, чудовищная ложь в СМИ, ежедневное ожидание штурма, "зачистки". 
           Каждый день – как последний.
           И нет этому конца.
           Балхаш – как лазоревое чудо, как подарок судьбы.
           Возможно, тоже последний.

           ЛЮДИ, ОСТАНОВИТЕ ВОЙНУ!!!
 
 Фото: Е.Коротких, В.Лукьянов, И.Ляпкало, А.Козеко, Л.Иванов, Д. Ан, А.Громов.