Кубок Донбасса-2012

Глава 1. Педокапкан

(Тем, кому не понятно название главы, рекомендую посмотреть сериал «Наша раша», раздел о челябинском фрезеровщике Иване Дулине).

Поскольку замечательное место на «Мальдивах» обнесли забором и доступ парусным туристам туда закрыли, пришлось искать другую дислокацию для проведения КД-2012. Как метко заметил на форуме Под Гиком Миша Хаджинов – первый этап предстоящих соревнований – ориентирование. Кто сумел отыскать в лесу нужное место – тот уже почти победил. На практике так оно и вышло.

Не было НИ ОДНОГО экипажа, который бы добрался до места сходу. И хорошо, если блукания по лесу продолжались ровно столько же, сколько и путешествие от дома до Песков Радьковских. Некоторые плутали по лесным тропинкам гораздо дольше.

Например, мы доехали за 4 часа от Донецка до леса и таскались по песчаным лесным кручам ещё два часа – причём под комментарий уже прибывшего на место Сергея Мельничука. И если бы не его велосипедист, выехавший нам навстречу и разминувшийся с нами в лесу – не известно, до какого бы пришествия мы там колесили. Ибо ни координаты навигатора, ни следопытская работа по скрупулёзному изучению следов на земле и меток на деревьях не давали абсолютно никакого результата.

Но мы таки прибыли! Быстренько приступили к сборке катамарана, ибо помочь мне было некому: Влад и Андрей остались в Донецке. А я торопилась раньше начать, чтоб успеть закончить. Из помощников у меня был только наш водитель Олег, никогда в жизни не видевший парусных разборнушек. Огромное спасибище моим бортмеханикам, особенно – Владу. Потому что Я СДЕЛАЛА ЭТО! К вечеру «Мистраль» был полностью собран нежными женскими ручками. Из инструментов понадобились лишь плоскогубцы. К сожалению, помощь Олега оказалась минимальной. И даже мачту мы умудрились поставить силами своего экипажа.

Однако подлянка поджидала уже к обеду: приехал Ерёменко, покрутился, уехал. А потом пришло распоряжение перебираться в другое место, в трёх километрах выше по течению. Народ скоренько собрался и отчалил. А «Мистраль» был к тому времени собран лишь наполовину, и потому мы приняли решение ночевать здесь, а завтра с утречка пораньше переехать. Подозревали, что Михалыч будет страшно возмущён такими беспорядками, но он на удивление спокойно воспринял этот сюрприз.

Ночевали мы с Анькой на палубе стоящего на лесной полянке «Мистраля», Михалыч – в своей палатке, а остальные – в олеговой «Газели». Поначалу сильно донимали комары, а потом мы «выключились», и стало на них наплевать.

Чтоб закончить тему педокапкана: прибывавшие за нами и в среду, и в четверг, и в пятницу, и в субботу экипажи мучительно искали стрелки, туалетную бумагу на деревьях и прочие странные метки, которые то смывало дождём, то стирало или разворачивало в обратную сторону дерзкой вражеской неизвестной рукой. Лучше всего об этом рассказал один из капитанов.

Итак. Добрались они до лесу от Донецка всего за 2 часа. И вот уже 3 с четвертью кружили по узким одноколейкам мокрых лесных просек. Навешанные кое-где клочья туалетной бумаги не несли никакой информации, поскольку не были связаны ни с поворотами, ни с развилками. В лесных блужданиях авто встретилось ещё с тройкой несчастных автомобилей, и теперь уже целый паровозик катался по песчаным горкам в разных направлениях, разъезжаясь и съезжаясь вновь, чтоб поделиться неутешительными новостями.

Рассказчик – мужик горячий, и за крепким словцом в карман не лезет. От бессмысленной потери времени и топлива распалился не на шутку. Самые разные выражения и ругательства в адрес организаторов завершились громогласной убеждённостью, что они, организаторы, – несомненные и злостные представители сексуальных меньшинств мужского пола. И пока товарищи бесплодно прочёсывали очередной кусок местности, а упомянутый кэп яростно боролся с желанием встать, побежать, найти и убить – его глазам предстала ясная стрелка на дереве.

- Мужики!!! – заорал он в экстазе, - возвращайтесь! Я НАШЁЛ ГНЕЗДО ПИДА…СОВ!!!

Окончательный лагерь КД-2012

Глава 2. Армагеддон

"Маму не пожалела... Племяшку не пожалела...

Подружку не пожалела... А СОБАЧКУ оставила в машине!"

(Черкасский экипаж обо мне)

Утром переночевавший вместе с нами экипаж Виктора Киселёва помог сбросить «Мистраль» на воду. Я решила, что со мной «морем» пойдут Аня и мама. Ведь Олег должен перегонять машину, а Даше и Михалычу нечего делать в обкаточном переходе. Неизвестно, что и как я там насобирала. Шпилька предпочла идти с нами.

Ветер в лесу очень слабый, на воде – гладь, лишь в отдалении темнеется синь. Правда, старый опытный парусятник Михалыч задумчиво предложил убрать стаксель, ибо ТАМ ветерок гуляет, судя по всему, не сильно прогулочный. Я беспечно ответила, что надо же проверить работу всех парусов, и не стала заматывать стаксель.

Как только «Мистраль» вышел из-под защиты лесонасаждений – вдуло. Я отдала шверт, а он застрял, в результате чего нас внесло в камыши. Но мама с Аней ловко по моей команде схватили вёсла и отгребли нас на стремнину. Разобраться, почему плохо отдаётся шверт, мне удалось лишь на треугольниках, на третий день соревнований – и то благодаря альпинисту Сергею, что шёл тогда у меня в экипаже. Оказывается, просунув сорлинь в ролик, я не провела его в направляющее кольцо, и верёвка застревала в ролике. То есть шверт, в принципе, отдавался, но с замедлением в 10-15 минут.

А ветер оказался, действительно, очень сильным и безобразно порывистым. Дул сначала в правый борт, а после огибания мыска перешёл в правый бейдевинд. На галфе одним из порывов вырвало из воды правый поплавок. Рефлексы – страшная оборонительная сила живого организма. Мы все втроём сиганули на самый край борта, и «Мистраль» плюхнулся обратно. Я велела отдать якорь, ибо рисковать больше не хотелось. Попутно удивилась, что мама сделала это правильно – с носа, а не с борта. Придётся управлять вручную, а с необученным экипажем держать румпель и оба шкота в резкий порывистый ветер – нереально.

Стаксель замотала с трудом – так он вырывался из рук и хлопал. Пожалела, что до сих пор Влад не поставил закрутку. Оглянувшись по сторонам на волнующийся массив воды, подавила малодушную мысль – драпать обратно.  Мама с Аней, похоже, до конца не осознавали всю серьёзность положения. Ну да ладно, попробуем прорваться.

Временный экипаж "Три училки"

В итоге в ручном режиме работы гика-шкота я умудрилась добраться до нового лагеря. Глазастая Анька приметила торчащие в лесу голые мачты, к ним я и направила «Мистраль». Выхода с воды на сушу было всего два, заслонённых кронами деревьев. Взяв левее, по камышам, мы причалили. Встречавшие мужики заботливо приветствовали, помогли с выносом на берег и поинтересовались, как оно там.

Михалыч взволнованно прохаживался по берегу: он очень переживал за экипаж «трёх училок». Потом начались банальности: подача-приём заявок на туристический и спортивный Кубки, приготовление пищи и подготовка судна к маршрутной гонке. Все рифились. Я полагала, что в такую погоду маршрутку отложат, да не тут-то было. Просто решили не отправлять экипажи на неизвестный островок с ночёвкой в преддверии дождя, а сделать одну длинную гонку с возвращением в базовый лагерь. До острова – 7 км, обогнуть его трижды и – назад.

Юля Феденюк жалуется, что забыли в Луганске грот от её катамарана

Я распределила непромоканцы. Ане пришлось идти в ветровочном костюме – на неё не хватило. Да и числилась она у меня лишней, пятой, как член судейской бригады, включённый в гандикап. Хозяйственная мама взяла в дорогу сухпай, а Олег выпросил полтора литра воды – очень уж его мучал сушняк после вчерашнего. Трезво понимая, что с таким экипажем мне никогда не видать победы, я не возражала против лишнего груза, поставив себе задачу – просто пройти дистанцию от начала до конца. Ведь никогда до этого я не водила «Мистраль» полностью самостоятельно. Всегда рядом находился хоть кто-то из более-менее знающих мужиков. Да, был Днепр-2008. Было «Морское братство»-2009. Но там присутствовал Андрей. И погода – нормальная. А тут – только от моей квалификации, от моей способности подготовить судно, от живучести «Мистраля» - зависят если не жизни, то уж точно здоровье и благополучие моих близких и столь беззащитных людей – мамы и Даши. Олег и Аня не в счёт. Молодые и здоровые – выплывут-выживут.

Старт и финиш – с воды. Выбираясь на акваторию, зацепились мачтой за крону торчащего над водой дерева, стало разворачивать на ствол. Олег по команде выпрыгнул за борт, развернул лодку. Не знаю уж с какого перепугу, но соскочила и мама. Глубина – выше пояса. Мама получила выговор за инициативу без разрешения. Хоть и в непромоканце, но наверняка промокла, это ведь не ОЗК и не гидрокостюм. Теперь несколько часов гонки будет мёрзнуть.

Эх, я и представить себе не могла, ЧТО нас ждёт впереди и КАК все промокнут!

Прямо в районе стартового створа перевернулся «Меркурий». Мужественный экипаж поставил катамаран на ровный киль и пошёл в гонку. Я видела это краем глаза, поскольку всё внимание направила на работу катамарана. Хорошо, что до острова мы шли сначала на фордаке, потом – бакштаге и галфе. Было время немного освоиться с ответственностью, подучить экипаж и привыкнуть к погоде и ветру. «Мистраль» летел, как на крыльях. Мы догнали группу лидеров, которая стартовала значительно раньше нас – Мишеля, Захара, «Оптимиста», «Одиссея», «Аструительного» и пр.

Анька очень толково помогала в управлении стакселем, и я немного расслабилась. Огибая остров левым бортом, попали в полосу безветрия и увидели, как прямо перед нами экипаж «4444» занесло вправо в камыши. Наблюдая, как мужики потеряли ход, Олег озабоченно показал мне на них:

- Оля, давай левее! Чтоб и мы туда не попали.

Да только левее – левентик. Но мы шли очень уверенно и далеко от камышей. Кто мог подумать, что ветер начнёт крутить и нас таки затянет в эти чёртовы камыши! Теперь-то я подозреваю, что всему виной стаксель, который надо было срочно убрать – он и утащил нас в ловушку. Но тогда я только мучительно пыталась вырулить, хоть как-то набрать скорость и получить управляемость. Фигушки!

Вбило нас капитально. А для полного счастья – влупил дождь. Ветер усилился. Хлопающий растравленный стаксель действовал на нервы. Зато теперь я могла бросить румпель и спокойно пройтись на нос – замотать его. На таком ветру он нам явно не нужен. Экипаж растерянно ждал от меня каких-либо иных действий и распоряжений по вытаскиванию катамарана. Мимо в водяном мареве проносились парусники: те, что шли позади нас.

Понимая, что ситуация вышла из-под контроля, дала разрешение на использование вёсел. Чёрт с ними, с правилами. Жить-то хочется! (Потом ещё несколько экипажей признавались, что были в похожей ситуации тоже вынуждены применить вёсла. Так что кто в этой гонке без греха – честь вам и хвала!).

Оказалось, что второе весло таинственным образом исчезло с борта. А одним никак не удавалось выгрести: катамаран стал наглухо. Реально понимая, что единственный путь в тёплое и сухое спасение – это вытащить «Мистраль» на открытую воду, велела Олегу выпрыгивать за борт и попытаться вытянуть катамаран носом к ветру. Мужик покряхтел, промерил глубину веслом и выпрыгнул. Оказалось – по грудь. Мы с Аней попеременно помогали ему веслом. Бесполезно.

- Не могу! Это невозможно! – сдался Олег. (Как выяснилось к вечеру, ещё два катамарана, подобно «Мистралю», насмерть вбило в камыш. И их экипажи – два и три мужика – ничего не смогли с этим поделать. Застряли до следующего дня. Но в этих экипажах не было женщин. А женщина, защищающая потомство – это СТРАШНАЯ СИЛА!).

- Как это – невозможно?! – закричала мама и выпрыгнула за борт. Ей оказалось по шейку. Выгребая изо всех сил веслом, я с ужасом смотрела сверху, с палубы, как они там, внизу, корячились в камышах, по горло в воде, и тянули, тянули, тянули… И понимала, что не место 61-летней женщине там, но что я не имею права занять её место, покинув судно. Если вдруг «Мистраль» выскочит из камышей и его подхватит ветер, а я не сумею быстро залезть… О последствиях лучше не думать, ибо управлять парусником без меня они не смогут.

Дождь лил, как из ведра. Ветер дул, вытягивая катамаран из ослабевших рук спасателей. Экипажи в белёсой водяной дымке едва различимы – уже пошли на второй круг. И на помощь нам, понятное дело, никто не придёт. Только после гонки. Не можешь дать ладу своему паруснику – сиди на берегу, не мешай остальным. Надеяться надо только на себя.

Олег сдался совсем:

- Ивановна, нам его не вытащить!

- Как так – не вытащить?! – в голосе мамы я слышала нотки безумного веселья. Вот так приключения на старости лет! Кто б мог подумать? – Сейчас вытащим!!!

Мама боролась за Дашу. Это возвело её силы в невиданную степень. Есть женщины в наших селеньях! «Мистраль» посунулся! Вытянув катамаран метров на 5 носом на ветер, они перешли к корме и стали пихать сзади. Справа полоса высоких камышей закончилась, пошла низкая поросль, по которой ветер с лёгкостью протолкнёт нас.

- Живо на борт! Сейчас уже парус и ветер сделают своё дело! – закричала я, подбирая грот и слегка уваливаясь.

Олег попытался маму подсадить – не смог. Она велела ему залезать на борт и затащить её сверху. «Мистраль» стал набирать ход. Медленно он продирался сквозь щётку растений, шурша поплавками. Мама застряла на оконечности левого поплавка. Зацепилась спасжилетом. Она сидела верхом на конической части баллона, ноги её полностью болтались в воде, а руки судорожно вцепились в шпангоут. Олег, кряхтя, пытался её затянуть наверх.  «Мистраль», тем временем, вырвался из растительного плена и стремительно наращивал скорость. Защита острова слева закончилась, и весь ветер обрушился на нас – с невероятным ливнем и свистом. Волны, короткие и украшенные пенящимися барашками, стали бросать катамаран вверх-вниз. Не дай Бог в этой круговерти мама сорвётся за борт! Отвлёкшись от управления, повернулась к ней, и мы с Олегом в четыре руки стали волочить её наверх.

- Да расстегни ты ей этот чёртов спасжилет! Надо сниматься с крючка! Теряем скорость!

Вдвоём мы таки втащили маму на палубу. Я немедленно вернулась к гонке, а они уже как-то там сами разбирались, как так получилось, что мама спаслась.

Дав команду залечь и не парусить, я осталась сам-на-сам с непогодой. Из-за камышей и длительного затаскивания Ивановны мы сильно оттянулись от острова вправо, предстояло лавировкой возвращаться к нему. Разверзлись хляби небесные, встречный ветер почти горизонтально нёс потоки воды – сверху, снизу, всё потонуло в аш два о. Льющиеся по фейсу струи я пыталась периодически стряхивать ладонью, чтоб разлепить глаза. Тщетно! Заливало мгновенно. Это всё равно, что глядеть из-под воды. Ко всему прочему, выяснилось, что против такого ветра, встречного ливня и волн на одиноком зарифленном гроте невозможно повернуть оверштаг! Раз за разом я уваливалась, набирала скорость, приводилась и резким перекладыванием руля, и плавным – бесполезно! Линию ветра «Мистраль» пересекать не хотел. Это – катастрофа! Если я не смогу это научиться делать, нам не вернуться в лагерь в ближайшем будущем!

Спасибо Мише Кулаковскому: сегодня утром он поделился секретом из личного опыта - как с помощью экипажа упростить разворот катамарану. Совет пришёлся так кстати! Поскольку из-за шума воды, свиста ветра и ударов поплавков о волны слышимость была на нуле (вдобавок я сидела на корме, и приходилось кричать против ветра) экипаж ничего не слышал, мне всю оставшуюся гонку пришлось ОРАТЬ ДУРНЫМ ГОЛОСОМ.

- ВСЕ – К МАЧТЕ!!! В ДЭПЭ!!!

Народ скатился к диаметральной плоскости судна, я сбросила со стопора грот. Ибо поняла, что без помощи паруса повернуть не смогу. Приводилась к ветру не только рулём, но и гротом. В левентике потравила парус, чтоб он нас увалил. Ура! Умница, мой гротик! Ты справился! «Мистраль» медленно, словно перегруженная баржа, пересёк линию ветра и поменял галс. Я подобрала грот до упора, привелась и застопорила его. Ох, и спасибо же фирме «L&K»! Их стопора буквально спасли нас всех в той гонке!

Долог, очень долог был путь к финишу! Первый круг мы бесконечно меняли галсы, подкрадываясь к острову. Иногда повернуть оверштаг не удавалось с первого раза, но постепенно я научилась выполнять это, и на втором-третьем кругу уже делала легко и быстро, что позволило «облизывать» остров, не опасаясь, что не сумею вовремя повернуть, и нас вобьёт в камыши.

После первого круга, измученная борьбой со встречным ветром, я поймала себя на крамольной мысли: «А ну её, ту гонку! Разве нормальные люди будут гоняться в этом Армагеддоне? Наверняка поступило предложение обогнуть остров один раз и – домой!» Но сквозь кисею ливня виднелись паруса, терпеливо боровшиеся с водой и ветром в окрестностях острова. «И кто меня осудит? Я – женщина, и попала в такую передрягу! У меня в экипаже – сплошные «чайники», насквозь промокшие и замёрзшие, в том числе – пожилая женщина и ребёнок».

Но, войдя при огибании острова в зону попутного ветра и получив лёгкую передышку, Дмитручка расправила пёрышки и взбодрилась. «Мистраль» - управляем. Матчасть – держится. Обратно идти полдороги – попутняком. Неужели мы не выдержим ещё часок свистопляски?

При заходе на второй круг мама с волнением поинтересовалась:

- Ты что, действительно пойдёшь на второй и третий круг? Ты с ума сошла! Пойдём домой!

Подала голос Анька:

- Ну да, столько пережить, чтоб теперь свернуть с полпути?

- Вы что, зря надрывались в камышах? – поддержала я. – Напрасно мокли и мёрзли, чтоб получить в итоге дулю и всеобщий позор? Потерпите. Сейчас уже быстро будет.

Вдохновлённая поддержкой Ани, пережив первый круг Армагеддона, я уже спокойно и даже весело обходила остров, получая какое-то мазохистское удовольствие от экстрима. Да что там удовольствие – восторг! Ветер по-прежнему свистел, небо сбрасывало тонны воды на наши головы, волны били по носам катамарана, ливень – по носам нашим. Но «Ордана» исправно не пускала холод и сырость к моему телу, «Мистраль» послушно бежал сквозь ветер и дождь, экипаж молчал и не жаловался. Чуть-чуть подрастянулись верёвочные талрепы на вантах. Был бы Влад – сумел бы подтянуть на ходу, пока подветренная ванта болталась в воздухе без нагрузки. Но Олег – не сумеет. Потерпи чуток, «Мистраль», держись так.

А вот так выглядели улицы Донецка в день нашей маршрутной гонки

Потрясало мужество Даши. Ребёнок за весь маршрут не пикнул. Свернувшись калачиком, она терпеливо ждала конца этому всему. Олег и Аня закрывали её собою от ветра. Ивановна лежала на носу, поливаемая брызгами больше всех, и любовалась безумством природы, получая какой-то свой кайф.

На третьем кругу, на фордаке, мама заявила, что хочет есть.

- У тебя – 5 минут, пока попутняк. Начнётся встречка – уже не поешь.

Мама шустренько вскрыла банку паштета, намазала бутерброды и покормила экипаж. Я есть отказалась – сыта экстримом.

Шли мы последними за всей регатой. Если сейчас, на третьем кругу, что-то с нами случится – узнают и помогут не скоро. Ну да фиг с ним! Вон у кого-то ещё час назад рухнула мачта, экипаж наверняка занесло Бог знает куда. Выживут они – выживем и мы.

Третий круг прошёл, как по маслу – быстро, всего на четырёх галсах. И ко мне пришла уверенность в своих силах – окончательная и радостная. Надо было попасть в это водно-ветровое месиво, пережить его, ощущая полную и единоличную ответственность за судно и его экипаж. Для самоуважения, для удовлетворения амбиций. Всё, что не убивает – делает нас сильнее. Один из методов дрессировки, которым я пользуюсь очень редко в своей кинологической практике. Он кажется мне жестоким. Метод проведения через стресс. Сильное животное станет сильнее, слабое – сломается. Видимо, у меня сильная нервная система. Мне пошло на пользу.

Заканчивая последний круг, вылетели на семикилометровую финишную прямую. Бакштаг. Волны неслись за нами вослед, задирая корму «Мистралю». Подруливая, мы вышли на глиссирование. Скорость – просто сумасшедшая для зарифленного грота. Периодические сверхускорения вызвали недоумённые вопросительные взгляды экипажа.

- ГЛИССИРУЕМ!!! ЛОВИТЕ КАЙФ!!!– проорала я, так как по-прежнему разговаривать нормальным голосом можно было лишь под прикрытием острова, от которого мы уже стремительно уносились прочь.

Дальнейший путь прошёл без приключений, на галфе и бейдевинде, в спокойном и уверенном восторге от собственного мастерства, погоды, «Мистраля» и предвкушения тёплого сухого берега. Олег предвкушал водку.

Идут на финиш "4444" и "Цыплёнок"

Ещё кто-то близок к финишному створу

В финишный створ в лавировку с первого раза попасть не удалось, пришлось закладывать пару очень коротких галсов. Но нынешняя гонка оказалась блестящей школой: оверштаги мы крутили безупречно!

Мужики на берегу прибежали нас встретить, помогли вытащить судно, наперебой хвалили и поддерживали. Радовались, что мы вернулись. Очень трогательно и приятно.

Мой экипаж помчался переодеваться и принимать водку внутрь и снаружи, а я, с трудом расправляя занемевшие ноги, полезла приводить судно в порядок: майнать грот, снимать оттяжки, развешивать под палубой на тросах паука спасжилеты. Обнаружила, что под предельной нагрузкой разошлась на гроте ткань. «Парус, порвали парус! Каюсь, каюсь…» Так жалко мне стало свой кораблик. Он старался, изо всех сил тянулся, не подвёл… А мы ему – рваные крылья…

После финиша - сматываю грот

Спасибо, Сергей Кравченко утешил: подарил специальной самоклеющейся парусной ткани, чтоб хотя бы временно залатать раны. Тяпнув с черкасчанами за удачное завершение гонки, в великолепном настроении отправилась к своим, прихватив грот: его следовало высушить. А бедный «Мистраль» остался мокнуть под ливнем в компании своих соратников.

В гостях у черкасчан: дерябнем за удачный финиш!

Экипаж мой пошвырял промокшие одежды под дождь и скрылся в «Газели». Мама уже изъяла у Олега запасы водки и щедро растёрла Дашку с ног до головы. Я растёрла маму. Остальное Олег принял внутрь. Не знаю, растиралась ли Аня, но мне это не понадобилось. «Ордана» - это сила!

Я выудила тент и попросила Олега растянуть – надо было сушить вещи. Но…

Этот поход выявил одну неприятную вещь. Если как водитель Олег был безупречен, и мы много лет с ним сотрудничали, то в экстриме мокрого леса он оказался… В общем, в нашем славном бабском коллективе мужик отсутствовал. И выживание полностью легло на наши слабые женские плечи.

Половина женского экипажа "Мистраля" - Аня и я. Мокро, однако!

И даже собака наша Шпилька - женского пола!

Мы сами натянули тент, под ним – несколько верёвок, на которых развесили насквозь промокшую одежду. Мы сами собирали веточки в лесу и разводили на них, мокрых, костёр. Готовили есть, сушили одежду, пели песни. Я поставила палатку для нас с Анькой, высушила грот и сама его заклеила. Осмотрела «Мистраль», подкрутила разболтавшиеся барашки. Набила туже ванты. Пока мокрая и тянется, подтянула шнуровку палубы. С признательностью погладила крутой серый борт «Мистраля». Друг, товарищ и брат. Единственный Мужчина в нашем нынешнем экипаже. И ещё, конечно, Вландрик.

Глава 3. Дождь

Дождь хлестал всю ночь. Попев с харьковчанами на сон грядущий, я, заползая в палатку, обнаружила, что её надобно обкопать: заливает из-под тента. Даже песок не в состоянии впитать такое количество воды. Не имея фонарика, сняла пластиковый тапок и в темноте прорыла им несколько туннелей, отведя воду от спального места. Голь на выдумку хитра, а жить захочешь – не только тапком копать научишься.

Мама, Даша и Олег спали в «Газели», Михалыч – ближе к водохранилищу, в своей палатке. Я к нему наведалась, проверила, не затопило ли. Всё в порядке.

Ливень продолжался. Одежда сохнуть не желала. Причём я считала, что это только мы такие безрукие – не можем высушить шмотки. И потому на утреннем совещании представителей с постыдным удовлетворением узнала, что сухих вещей нет ни у кого в лагере. А выяснилось сие вот при каких печальных обстоятельствах.

Вчера, помимо нас, в камыши забило ещё два катамарана – «Меркурий» Юры Беляева и «ВетерОК Сергеевич» Серёжи Бережного. Причём забило столь наглухо, что экипажи спасали вечером моторкой, а катамараны пришлось бросить в камыше до утра, ибо выколупать их оттуда не было никакой возможности. Лишь сняли мачты, чтоб не привлекать ничьего внимания. Юра потом рассказывал, что битых три часа проторчали они по горло в воде, пытаясь вытянуть лодку – и безрезультатно. Представляю, как же они, бедняги, промокли и замёрзли: в лагерь вернулись в сумерках!

Капитаны Сергей Мельничук ("Седьмое небо") и Юрий Беляев ("Меркурий")

Дождь и ветер не прекращались. И как же нам повезло, что мы сумели оттуда выбраться! Это всё наш ангел-хранитель Ивановна, силою своего духа вытянувшая «Мистраль» из западни.

А катамаран «Порыв» Игоря Захарова, потерявший мачту, унесло неизвестно куда. И лишь под ночь пришло сообщение, что они пристали к берегу, встретились с товарищами из Яцковки, которые на тримаране шли в наш лагерь, да передумали из-за непогоды. Что эти товарищи принесли им спальники и теперь они там будут ночевать, завернувшись в паруса.

Тем не менее, утром жена Игоря продолжала страшно беспокоиться и теребить судейскую коллегию по вопросу спасения её супруга. Но тут, к счастью, на горизонте показался белый треугольник: то Игорь с Сергеем, поставив мачту, возвращались своим ходом в родные пенаты.

А вот с забитыми в камыши катамаранами предстояло срочно что-то делать. Понятно, что гонки на сегодня отменяются – погода продолжает бушевать. Не стихают ни дождь, ни ветер. Вызвались три экипажа-добровольца по оказанию спасработ: «Аструительный» Бори Золотова, «Седьмое небо» Сергея Мельничука и «Солнышко» Валеры Байдикова. Народ честно признался, что сухих вещей нет ни у кого, поэтому идти в дождь им уже не страшно.

Набрались якорных и спасконцов и теперь решают, как лучше вытаскивать застрявшие катамараны

Собрав по лагерю лучшие якоря и спасконцы, мужики мужественно ринулись в водо-ветро-ворот. С ними отправились капитаны потерпевших аварию кораблей. Им предстояло самое трудное: вплавь добираться от спасителей к спасаемым и крепить спасконцы, ибо подходить слишком близко к камышам весьма рискованно. По не зависящим от него обстоятельствам (молодые матросы плохо принайтовили якорный конец) Мельничук сам встрял в камышовую западню и из спасителя временно превратился в спасаемого, утопив якорь Васи Солнышкина.

"Аструительный" буксирует потерпевшие аварию катамараны


Вернулась кавалькада далеко после обеда, мокрая, уставшая, но довольная.

А мы пока наяривали по телефонам на «Большую Землю», умоляя Влада, Мишу и Андрея привезти ПОБОЛЬШЕ тёплой одежды и сапоги - каждому. Мысль, что завтра увидим сухие вещи, грела весь день и позволила нам выжить в этом мокром и  холодном (ночью – до 10 градусов!) безобразии.

Осматривая «Мистраль», обнаружила исчезновение насоса. Поспрошав участников, предположила, что мы его вчера утопили, хотя привязывала я его на совесть. Но допустить мысль, что кто-то взял его и не вернул на место – кощунство. Среди наших таких нет! Очень в это хочется верить! Впрочем, если насос стал жертвенным приношением Краснооскольскому – ничуть не жалко. Пройденная без последствий маршрутка стоила того.

Зато нашлось второе весло. Оказывается, вчера Серёжа Кравченко подпирал им свой катамаран и забыл вернуть на место. Так оно и стояло у всех на виду немым укором, прислонённое к сосне. А я «прощёлкала клювом» и не проверила перед отходом наличие обоих вёсел. Конечно, сама виновата, ведь привыкла, что этот вопрос под контролем всегда держит Андрей Пилипенко.

Тем временем, продолжали подъезжать новые и новые участники. Михалыч удивлялся:

- Ну ладно, мы ехали – тепло и сухо было. Но они-то едут в ливень! И чего их так сюда тянет, как магнитом? Сидели бы дома, нас, дураков, дожидались… И ведь хоть бы один добрался сюда без кружений по лесу! Все, все плутают, не могут найти лагерь с первого раза!

Михалыч, Сергей Кравченко и я: "И чего они всё едут и едут?"

Участники терпеливо, по-муравьиному, копошились под дождём, гремя собираемыми трубами и шурша мокрыми палатками и тентами. Олька Залознова принимала заявки на спортивный КД. Весь лагерь оплетали верёвки с развешанными и непросыхающими вещами. Жглись костры, возле которых можно было чуть-чуть отогреться. Даже «Ордана» моя отсырела, ибо не снималась ни днём, ни ночью по случаю отсутствия чего-то другого, сухого.

Сапёрная лопатка и костёр - лучшие друзья туриста

Мишель Хаджинов в своём амплуа: с Олей,..

с Аней. И в знаменитой шубе Светы

Спасением оказался традиционный бальзам «9 сил». Мы все, включая Дашу (кроме Олега – у него другой допинг), ежевечерне тяпали по столовой ложке этого нектара, чего оказалось достаточно, чтоб никому не заболеть.

На Краснооскольском - неспокойная ночь

Глава 4. Треугольники

Наконец, сегодня день без дождя, хоть и пасмурный. Все немного взбодрились. А нас ожидала пакостная новость: у Влада заклинило колесо, он чинится, и ехать на полтора дня не видит смысла. Тёплая сухая мечта накрылась медным тазом. Мужики не приедут на помощь, чтоб переложить часть забот и обязанностей на себя. Увы… Не иначе, это потому, что в кои-то веки мой сын Мишаня добровольно захотел поучаствовать в гонках.

Утром состоялось торжественное открытие соревнований, на котором объявили, что гонки будут задержаны на неопределённый срок – из-за олуха царя небесного Васи Солнышкина. И если участникам это не нравится – пускай впредь по методу Макаренко коллектив сам воспитывает своих товарищей.

Открытие соревнований

Победителям прошлого года разрешается поднять флаг соревнований

И приспустить его в связи с данью памяти ушедшего от нас навсегда Виктора Феденюка, ведь нынешний парусный слёт посвящён ему

Призы

Пушка Карцева

Контрольный выстрел

Пушка Карцева стала неотъемлемым атрибутом Кубка Донбасса

Совещание представителей экипажей


А случилось вот что. Вчера вечером, собрав свой «Слам» и накатив для сугреву, лишь затих дождь, возжелал Вася пойтить покататься. Но никто из луганских сотоварищей его безумную затею не поддержал. Оно и понятно: ночь на носу, ветер по-прежнему приличный, сухой одежды нет, кэп «накатимши»…

Вася настойчиво звал меня, едва ли не хватая в охапку:

- У тебя такой же СЛАМ! Пойдём, поучишь меня секретам!

- Вдруг у тебя что-то сломается?

- Ничего не сломается! Пошли!

Слава Богу, что рядом стоял Ваня Ляпкало, который чуть не физической силой отстоял мою личность. Обиженный Вася ушёл в «море» один. Без якоря, без спасжилета, без телефона, без тёплой одежды, без непромоканца, без спичек и фонаря… Остановить его нам не удалось. А напрасно. Впредь будем хватать и привязывать к дереву, пока не одумается. И так поступим с каждым!

Ибо ночь он провёл где-то там, за горизонтом. Поскольку поломал шверт, кильнулся и не смог вернуться против ветра. Купание в воде водохрана и ночёвка в мокрой одежде, в коконе из грота, хорошенько его отрезвила. Утром луганцы сходили за ним, дотранспортировали до лагеря. Михалыч на ближайшем совещании вызвал Васю всем на обозрение в центр круга и сладострастно позорил его, «керосинил» и «песочил». Признаться, при всём моём положительном отношении к Васе я с чувством глубокого удовлетворения потом тет-а-тет добавила ему от себя ехидства и нравоучений. Право, детский сад какой-то устроил! Не дай Бог что-то бы с ним случилось. Кто в ответе? Судейство и организаторы! И никого не будет интересовать, успел он заявиться на соревнования или нет.

Наконец, к полудню поставили дистанцию и объявили начало первой гонки. Олег заявил, что пребывать на борту не в силах, его знобит. А маме и Даше там сидеть предстояло обязательно: семейный экипаж! Пробежавшись по лагерю, я отыскала «чайника»-добровольца Сергея, альпиниста из Северодонецка. По-быстрому провела ликбез и поручила ему стаксель-шкоты.

Старт – с воды. Ветерок порывистый, нескучный, хотя слабее вчерашнего, волнение почти отсутствует – рябь. Все три гонки «Мистраль» прошёл не ахти как, поскольку из-за нового шкотового мы много времени теряли на оверштагах. Это в маршрутке, на одном гроте, только от меня зависел поворот, а нынче, на двух парусах, уже играл роль и второй человек, совершенно неопытный. Даша с мамой успели подмёрзнуть. А Сергей ничего не видел, кроме неба и стакселя над головой.

Мрачная погодка. Но лучше, чем вчера

И

И - гонки по треугольнику

Гонять - так гонять! "Мистраль" - посрединке

К шести вечера организовали гонку на приз Сергея Кравцова. Я соблазнила Лёшку Карцева сесть на «Мистраль» и попробовать свои силы. В экипаж ему сосватались Анька, Володя Разумов и Ира Шевцова. Соперниками выступали спасённый «ВетерОК Сергеевич» с Серёжей Бережным во главе, «Цыплёнок» с 16-летним капитаном Мишей Лаварько и «Одиссей» под управлением одиннадцатилетней Кати Ерёменко. Зрелище предстояло столь занимательное, что я не покинула наблюдательный пост вплоть до финиша «Мистраля». Молодёжи пришлось нелегко, поскольку вскоре ветер скис, а  мы знаем, что гоняться по штилю гораздо сложнее, чем по ветру.

Гонка на приз Сергея Кравцова

Стартовал Лёша удачно, первым, с большим преимуществом. А по дистанции упустил его, и первым финишировал Серёга Бережной, выиграв тем самым Кубок Сергея Кравцова. Катя достойно пришла третьей, за «Мистралем».

Ветер резко решил уснуть

Вечером капитаны собрали свои экипажи под флагштоком, чтобы тёплыми словами, хорошими песнями и добрыми тостами помянуть Виктора Ивановича Феденюка.

Вечер памяти Виктора Ивановича. Сергей Удовихин ("Синильга") исполняет посвящённую Феденюку песню

Помогаю Ане считать результаты проведенных гонок

После я немного подиктовала Аньке результаты финишей по уже проведенным гонкам, а потом мы отправились в гости к харьковчанам. И почти до часу ночи чудесно распевали песни под тентом в компании Сергея Удовихина, Олега Хамидулина, Ольги Залозновой и прочих. Мама даже вошла в раж, и мы с ней там «отрывались». Ночью было очень холодно. Я подмёрзла в палатке, несмотря на неснимаемые «Ордану» и термобельё. Мама, Даша, Шпилька  и Олег по-прежнему жили в машине, которую Олег время от времени прогревал.

Утро последнего дня соревнований выдалось солнечным и тёплым. Стало возможным осуществить выставку походных фотографий, посвящённую памяти Андрея Зайца. Но, к сожалению, кроме меня и Саши Ерёменко, никто в мероприятии участия не принял. Все только ходили, смотрели. Пусть им будет стыдно. Фотоаппараты есть у всех.  Хотя бы во имя покойного Андрея постарались…

Фотоконкурс имени Андрея Зайца

Второй день треугольников оказался удачнее для «Мистраля». Вместо Сергея я взяла на борт Аньку, а она оказалась весьма толковым шкотовым и терпеливо провисела на стакселе все три гонки, вытягивая его шкаторины под необходимым углом, чтоб не трепались на ветру.  Оверштаги получались практически идеально, стаксель не цеплялся на поворотах за краспицу, я быстро переводила его, «Мистраль» не терял скорости, меняя галс.

Вот такая погода больше похожа на Кубок Донбасса


Такие гонки - сплошное удовольствие

На "Мистрале" - женский семейный экипаж

Очередное техническое чудо Олега Хамидулина

Судейство на финише

Зелёный дятел - довольно редкая и очень красивая птица наших лесов

Потеплело - и хищник выполз из схованки

Старт последней в КД-2012 гонки

"Мистраль" и "Авось" выясняют, кто быстрее и грузоподъёмнее

Отгонялись мы сегодня на славу, особенно – последнюю гонку, умудрившись прийти… четвёртыми! Возможно, это связано с подстихшим ветром, с тем, что вес моего нынешнего экипажа оказался совсем небольшим (только бабы на борту, одна другой легче), с наработанным мною опытом одиночного управления катамараном, с солнечной тёплой погодкой…

Последняя прямая. Идём на финиш

Мама и Аня сделали "бабочку"

Финишный створ

 



Победим мы или нет в этом Кубке – уже не важно. Чувство глубокого удовлетворения наполняло меня до краёв. Нормально собрать парусник, подготовить к непростым условиям эксплуатации, пройти все перипетии соревнований с необученным экипажем, практически самостоятельно управляя судном – это многого стоит для укрепления уверенности в своих силах. Я выполнила свою задачу, и могла теперь спокойно почивать на лаврах.

Наша женская команда: Ира, Даша, Аня и Оля

Но предстояло ещё разобрать и упаковать «Мистраль». Пока мама готовила обед, а Михалыч с Аней подсчитывали результаты, я в гордом одиночестве принялась за последние штрихи мероприятия. Неопытные помощники в этом деле только вредят, поскольку за всеми не уследишь, а они в порыве благородного рвения имеют неприятную привычку разбирать больше, чем надо и терять запчасти в песке. Посему я услала Олега помогать маме варить суп и воспользовалась лишь помощью друзей Иры Шевцовой, особенно – Сергея-альпиниста. Он не проявлял ненужной инициативы и действительно принёс много пользы.

К сожалению, чудесная компьютерная программа подсчёта результатов, написанная Михалычем, в последний момент заглючила, и пришлось подводить итоги туристического Кубка вручную, что требует массу времени и нервов. А спортивный Ольга Залознова посчитала на компе очень быстро и вывесила итоги. Народ моторно паковал катамараны и разъезжался, не дожидаясь закрытия. Мне было несколько обидно за Михалыча: он так старался, заготовил за свой счёт очень красивые эксклюзивные дипломы, написал компьютерную программу, сочинил торжественную речь… А половине участников это оказалось не нужно. Часом раньше вернуться домой – часом позже, полагаю, не столь принципиально важно. Но они решили иначе… Бог им судья.

Наконец, торжественное закрытие соревнований.

Закрытие соревнований

Михалыч толкает речь

Не успев досчитать результаты, Михалыч с Аней объявили лишь главного победителя туристического Кубка Донбасса, а остальным поклялись выдать подсчёты и награды в ближайшем будущем. Заветный Кубок отхватил… «Мистраль». Оно и понятно: у нас был самый лучший гоночный балл благодаря куче новичков и справок о зачёте походов, что дало отличную фору. Лучшим семейным экипажем, естественно, снова оказался «Мистраль». Догадаться, кто стал лучшей женщиной-капитаном, никому не составило труда.

И снова - победа!

Девочки очень старались соответствовать статусу чемпионского судна

В спортивном Кубке «Мистраль» получил грамоту «За волю к победе». Что меня весьма удивило. Ибо имея приходы не последние и один из лучших гоночных баллов в спортивном зачёте, мой кораблик оказался на последнем месте. Прикольно. Первый – по туристскому Кубку и последний – по спортивному. Правда, лучшей капитаншей я стала и здесь. И то хорошо.

Главные судьи: спортивного КД - Ольга Залознова, туристического - Игорь Крыгин

Награждается Катя Ерёменко

По версии Ерёменко победил экипаж Миши Хаджинова «4444». В маршрутке он славно отличился. Во-первых, дважды ронял за борт своего матроса Андрея Феденюка, вытаскивал и снова продолжал гонку. Учитывая габариты Андрея, сделанное можно назвать маленьким подвигом. И второе – на финише рулевой Володя Богданов благодаря допингу в пути видел уже вместо одного буя целых четыре. Это обстоятельство не помешало ему виртуозно проскочить между буями и финишировать первым. Маршрутка, собственно говоря, и решила исход всех соревнований.

Главный спортивный КД - у экипажа "4444" (капитан - Мишель Хаджинов)

Самым быстроходным в обоих зачётах признан оснащённый по первому слову науки и техники «Аструительный» Бори Золотова.

Борис Золотов - капитан самого быстроходного судна

Итак, результаты команды "Мистраль":

Туристический зачёт

15 экипажей, 6 - в классе:

2 место в регате в маршрутной гонке;

1 место в регате в "Треугольниках";

1 место в классе до 16 кв.м. в "треугольниках";

1 место в регате в абсолютном зачёте;

1 место в классе до16 кв.м. в абсолютном зачёте;

Лучший семейный экипаж;

Лучшая женщина-капитан.

Спортивный зачёт

20 экипажей, 10 - в классе:

7 место в маршрутной гонке;

6 место в классе св. 12 кв. м на "треугольниках";

10 место в абсолютном зачёте в "треугольниках";

5 место в классе св. 12 кв. м в абсолютном зачёте;

8 место в абсолютном зачёте в регате;

11 место как самое быстроходное судно;

Лучшая женщина-капитан.

Ну и напоследок. Я возьму под контроль результаты туристического Кубка. Ибо там останутся «лишние» грамоты. Обязательно отмечу экипажи и людей, которые достойны особого упоминания после этих соревнований, которых я очень хочу наградить. В первую очередь – спасателей. Во вторую…

А это – маленькая тайна. Продолжение следует…

Победителям флаг соревнований опустить!

Фото: Алексей Карцев, Иван Ляпкало, Валерий Байдиков, Александр Римарчук, Olegun, Александр Ерёменко;

видео: Борис Золотов, Алексей Карцев.

Полностью результаты соревнований и обсуждения здесь

" О направлениях разборнушечного флота" - размышления Игоря Крыгина после подведения итогов КД-2012.