Часть 2. Порт-Катон

Часть 1. Александрова коса здесь

"Трындёж вокруг Азовского моря" от Татьяны Крыминой действие 1, 2, 3 - здесь.

Видеоролик "Азовское море-2019" здесь

Беседа о походе на телеканале тут

Фото - Татьяна Крымина, Павел Петренко, Ольга Дмитрук

Видео - Татьяна Крымина

Гадостей - 8. Какие из них мелкие, а какие не очень мелкие - решать читателю.

1. Драка на катамаране.

2. Глинистое море.

3. Укушенный пограничник.

4. Драка под катамараном.

5. Две задержки из-за пограннадзора.

6. Спасработы

7. Рваный парус

8. Поломка "Мистраля"

Итого с предыдущими девятью - 17 штук.

7 июля

Утро перед стартом. Все, кроме Паши и Шпильки, ещё спят. Паша фотографирует, Шпиля на рассвете выпросилась на охоту и где-то нышпорит в траве, промышляя мышатиной

Наргис на прогулке

Шпилечка умаялась после рассветной охоты на мышей

И начались сборы в далёкий путь! Всё-таки в планах - 800 км моря: до Крыма и обратно. Маршрут расписан по протяжённости каждого перехода, проработаны точки предполагаемых стоянок с указанием координат, и всё это отправлено электронной почтой по трём погрануправлениям, а также в бумажном виде хранится у нас для собственных нужд и предъявления проверяющим органам. Понятно, что море внесёт свои коррективы в наши планы, но мы готовы ко всему. И не сильно расстроимся, если по погодным условиям не успеем пройти маршрут полностью.

За четыре часа до выхода в море позвонила пограничникам и доложилась, что стартуем в районе 11-12 ч дня и держим путь на такую-то точку. Нам пожелали счастливого пути и попросили в момент старта ещё раз позвонить.

А пока - последние приготовления: поход в магазин за запасом питьевой воды, пляжными тапками для Тани и прочей мелочью, которую не успели или позабыли взять с собой. По дороге в магазины, как и во время утренней прогулки с собаками, лакомились шелковицей и абрикосами, которые росли чуть не на каждом углу. Для Найзы и Шпильки шелковица - лучше лакомство и отличный завтрак, и они набивают животы падалицей. Я обещала северной гостье, что в Краснодарском крае на каждой стоянке нас будут ждать шелковица и абрикосы. Однако, как же я ошибалась! Судьба распорядилась так, что нажраться от пуза южных фруктов москвичке не удалось ни разу...

Момент подготовки судна к плаванию - самый волнительный даже для таких закалённых "старожилов", как мы с Владом. Представляю, как волновались наши Таня и Паша!

Снесли "Мистраль" к урезу воды. Стали грузиться. Процесс долгий, т.к. в первом переходе ещё не совсем понятно - какую упаковку куда найтовать, а новички не знают и как это делать. Приходится разъяснять, перепаковывать, перекладывать, перевязывать... Но мы знаем, что каждый выход на маршрут будет эту процедуру сокращать и упрощать.

Наконец, доклад пограничникам и - до свидания, Таганрог и Александрова коса! Путешествие начинается!

Пашу отправили на нос, чтобы загрузить его пашиным весом и приподнять из воды корму, дабы нам было легче сталкивать на воду катамаран. Шпилька без команды запрыгнула раньше всех и заняла уголочек на палубе - опытная морячка. Потом Таня велела прыгать Наргис и командой уложила её на корме. Я скомандовала Найзе "Хоп!", собака легко взлетела на борт и сразу же пошла шлёндрать по палубе туда-сюда и мешать. Важно было, чтобы она не наступила на Наргис и не спровоцировала драку.

Пришлось прицепить поводок и отдать его в руки Паше, ибо уложить собаку командой я могла, но контролировать сохранение выдержки было некогда -  хватало работы по управлению судном.

Запрыгнула к румпелю, взяла в руки гика-шкот, Влад вытолкал нас на воду, и тяжело нагруженный "Мистраль" мягко пошёл резать штевнями азовскую рябь.

На часах - 12 ч. Поздновато стартанули. Но 20 км через залив проскочить до вечера должны!

Ветер юго-западный, умеренный для нас, порядка 3-5 м/с. Дует в правую скулу, идём курсом бейдевинд. Противоположный берег едва виднеется на горизонте, а от "своего" отрываемся медленно. Пересекаем фарватер и рейд. Огромные корабли высятся громадами металла. Проходим довольно далеко от них.

Пологий берег и обрывы Александровой косы медленно исчезают на горизонте

Штиль застиг посреди залива. Можно бегать по палубе, если б оставалось достаточно пространства

Вскоре ветерок чуть прибавляет и удобно заходит с юго-западного на западный. Это даёт возможность ускориться с помощью геннакера. Я остаюсь за румпелем, а Влад распахивает во всю красоту цветной летучий парус. Идём полным бейдом под геннакером и восхищаемся, до чего он удачно скроен и сшит. Спасибо николаевской парусной фирме "Омега"! Их произведение позволяет ходить такими курсами, какими геннакер в принципе ходить не может и не должен.

Летим. "Мистраль" хоть и погружён в морскую пучину выше ватерлинии, но легко и ровно скользит по водной глади. Волны нет, только рябь. Это позволяет без излишних нагрузок на раму выжимать из парусника всю его скорость на встречном ветру.

По-моему, новички наши Паша и Таня довольны. Мы же с Владом - в восторге. Хорошее начало! Красиво идём!

Вид с борта "Мистраля" на противоположный уже близкий берег Таганрогского залива

Паша хочет быть полезным и зачем-то страхует кипу стакселя. Но за весь переход мы ни разу не поменяли галс. Так и шуровали правым. Поэтому его старания не находят применения

А вот подсовывание пальцев под блочок чревато травмами! И только благодаря фото я заметила этот косяк. Иногда инициатива может быть наказуема. Свежеиспечённому экипажу ещё предстоит узнать на собственном опыте, что без каманды капитана или старпома ничего делать не надо; хочешь сделать - спроси разрешения; а отданные приказы не обсуждаются и исполняются мгновенно. Велено "За борт!" - значит, за борт.  Но Паша с Таней - хорошие новички: и послушны, и не мешают

Наргис, как заправская парусная путешественница, всю дорогу мирно почивала

А вот Найза бродила по палубе, то скулила, то взлаивала, то ластилась ко всем подряд, то пыталась спрыгнуть. В общем, вела себя беспокойно. Своим шаболданьем она достала всех. А во время обеденного перекуса четвероногие суки решили, что пришла пора размяться и повеселиться. Послышалась пара рыков, и сестрички схватились выяснять друг у друга - кто из них круче. На плоской крохотной палубе, откуда сверзиться за борт - пара пустяков. В нескольких километрах от суши. И сопровождали потасовку классическими воплями камикадзе, стараясь не столько наставить дырок в шкуре, сколько психологически задавить соперницу.

Но мы с Таней придушили драку в зародыше. Растащили горячих таджикских девушек по сторонам маленького корабельного пространства, прочли им лекции о непотребном поведении и грядущих последствиях, и мадемуазели притихли и больше не отсвечивали.

По такому удобному ветру можно было бы и дальше сунуться на запад, но мы решили искать место для ночлега. Потому что кругом глинистые обрывы, и не известно ещё, как скоро отыщется подходящий пляжик. План на сегодня мы выполнили.

Приблизились по касательной к берегу и, рассмотрев в бинокль широкую светлую полосу у подножия нескончаемых обрывов, причалили в уютной безлюдной бухточке. Образована бухта была обломками деревьев, сваленных с обрывов мощными штормовыми прибоями.  Древесные завалы показались нам непроходимыми. А где можно было попытаться обойти их морем - гуляла волна и пинала нас на острые сучья.

Первым делом Паша сообщил координаты нашей стоянки, а я передала их на погранзаставу в Русскую слободку, откуда мы уходили. Пока разгружались, снова позвонили пограничники, но уже из Порт-Катона. Им я тоже продиктовала координаты. Пока всё шло по плану. Нас передавали от заставы к заставе, как и обещали.

Разве можно пробраться в наш уютный бивак через такие завалы, как на дальнем плане этого фото? Природная преграда от любопытных проходимцев

Вид берегов в направлении Порт-Катона. Утром следующего дня я далеченько ходила с собаками гулять через эти завалы и бухточки. Где - по колено в море, а где - через сучья

Такое нагромождение и по воде трудно обойти: под непрозрачной водой скрываются скользкие коряги с острыми обломками сучков

В связи с полной неприступностью бухты для любого постороннего, пытающегося прийти с суши (за спиной - практически вертикальные высоченные обрывы с осыпающейся глиной, по сторонам - джунгли из суховала), мы отпустили на свободу собак. Они, наскоро пробежавшись по бухте и вынюхав, что можно, быстренько распределили зоны влияния и расположились на охрану каждая своей зоны.

Зона охраны Наргис - Танина палатка

Зона охраны Найзы - наша с Владом палатка

А мы, поставив вариться ужин, предались отдыху на необитаемой земле. Таня пыталась приучить Наргиску любить море. Но Наргиска крутила ей дули и не соглашалась любить кого-либо, кроме Тани и еды.

Коричневый мутный цвет воды сначала нас смущал, но по морю-то шибко соскучились!
      Я авторитетно заявила, что морская вода с глиной - это целебно, люди за это деньги платят во всяких салонах, а у нас такого добра - завались сколько и бесплатно. Более того - если увериться, что такая вода полезна, то все какие есть недуги точно вылечатся. Эффект плацебо.

Нашли на берегу выброшенный морем большой надувной круг. Сначала он держал воздух, который мы в него вселили. Но потом оказалось, что круг дыряв. Однако он успел доставить нам несколько приятных минут.

Походная идиллия

Пишу путевые заметки - тезисы к будущему очередному судовому журналу "Мистраля"

Море любить не просто. Особенно сухопутным породам собак. Особенно когда тебя заставляют. Утомлённая морем Наргис

В отличие от сестры, Найза чувствовала себя в море превосходно и периодически в него заходила освежиться. Плавала сама с собой, а волны её даже веселили. Она на них охотилась, каталась, а солёную водицу с удовольствием лакала и хватала пастью, нисколько не смущаясь её привкусом. Впрочем, в устье Дона Азовское море практически пресное. Зато как насыщено минералами! (Интересно - насколько полезными? Красная глина собакам вообще-то очень даже полезна. А вот как обстоит дело с коричневой?)

Мы совершенно расслабились. И только слепни донимали, но были столь голодны, что теряли всякую бдительность, и мы немало их побили на своих телах.

Вечерняя сиеста

Внезапно собаки дико взревели и куда-то ломанулись. Я с интересом поглядела, куда это они так рванули. Не иначе, заяц проскочил или ещё какая живность.

ЁПТА!!!! - в дальней части бухты через завалы ветвей продирались люди в камуфляжах! И прямо в зубы разъярённым бестиям! Заорав дурным голосом "ФУ!!!  ЛЕЖАТЬ!!!  ПЛАЦ!!!  НЕЛЬЗЯ!!!" и прочую нецензурщину, мы с Танюхой, не чуя ног от ужаса, помчались, надрывая связки. Наргис, к счастью, не отличалась такой злобностью и наглостью, как Найза, и потому просто с лаем оплясывала мужиков. А вот Найза, более беспринципная и безбашенная, атаковала ближайшего к ней. Мужик успел увернуться, и она тяпнула тыльную часть тела, которую он подставил.
      Тут уже и мы подлетели, и вопли достигли собачьих ушей, и атака была остановлена. Схватив Найзу за ошейник, я принесла извинения несчастным пограничникам, которые ну никак не могли ожидать, что их на пустынном берегу так неласково встретят. Мужики были при "калашах", и, вероятно, имели право воспользоваться в случае нападения собак?

- Ф-фух! Ну дорогие наши пограничники, кто же мог подумать, что кто-то сможет просочиться через эти непроходимые дебри? Мы же прошлись накануне, всё изучили, опробовали, и только тогда отпустили собак гулять! Кто мог подумать, что такое возможно? Что кто-то крупнее зайца в состоянии преодолеть эту природную преграду?

На наше счастье, стражи границ оказались людьми очень хорошими и всё понимающими. Что с гражданских возьмёшь? Извинения приняли, посмеялись, подтрунили над укушенным (форма цела, видимо, не укус, а щипок получился), поинтерсовались, всё ли у нас в порядке с документами.

- Разве вас не предупредили о том, что мы здесь стоим? Я же больше часа назад оповестила заставу и дала координаты.

- То заставу. А мы - наряд. Патрулируем берег. Нам ещё не сообщили с заставы о вас. Зато мы наблюдали-наблюдали с обрыва ваш парус, а потом он - р-раз! - и исчез. Мы и пошли искать.

Пограннаряд не стал проверять наши документы, удовлетворившись тем, что они есть и мы готовы их показать. И, вежливо попрощавшись, ребята пошли дальше вдоль берега, преодолевая непреодолимые завалы из сухих сваленных морем деревьев - в сторону Порт-Катона.

О мытье посуды мы с Владом в этом походе могли не беспокоиться: Паша с Таней регулярно и незаметно это делали по собственной инициативе. Особенно легко посуда мылась, если в неё успевали сунуть носы вечно голодные собаки. Тогда миски приобретали зеркальный блеск задолго до погружения в морскую воду. А насчёт негигиеничности... я даже не знаю, что гигиеничнее - собачий язык с антибактериальным лизоцимом или море, насыщенное минералами глинистого берега...

Кстати, насчёт голодных собак. Из дому я взяла запас сырого мяса, упаковав его в пластиковый контейнер. На жаре мясо начало протухать почти сразу, и с каждым днём открывать контейнер приходилось всё дальше от лагеря, а после раздачи паек всё тщательнее и дольше мыть руки с мылом, чтобы забить въедающийся в кожу "аромат" падали. Зато нашим зверюгам такая кормёжка очень нравилась, а тухлячок усваивался их организмами почти полностью. Кормёжка хищников по расписанию проходила раз в сутки на ночь.

Координаты стоянки: N 46° 52’ 457’’ E 38° 43’ 332’’

Карта перехода. За 6 часов прошли порядка 35 - 40 км

8 июля

Ночь прошла спокойно. Безлюдье и тишина вокруг дали нам возможность выспаться, ибо собакам не было кого облаивать.

Утречком славно прогулялась со своими собаками сначала направо вдоль склонов, а потом ещё в компании Тани и Наргис - налево вдоль склонов. Когда море не волнуется, пройти по кромочке можно.

Доложилась на обе заставы (Русская слободка и Порт-Катон) о наших планах, и мы приступили к обыденным походным делам: готовка завтрака, перекуса на обед на борту, упаковывание вещей, сбор бивака. Поскольку гермы сильно не потрошили вечером (обошлись минимумом вещей), то сбор сегодня прошёл как по маслу, и уже через час после звонка мы были готовы стартовать.

Я ещё раз отрапортовалась, что выходим, и получила первый на сегодня ушат воды на голову:

- Вам следует выходить не ранее чем через ДВА часа после доклада о планах на выход. Иначе это нарушение погранрежима, влекущее за собой штраф.

Блин. Хорошо, мы выйдем не в 8, а в 9 утра. Дала экипажу отбой, и все расслабились. Катамаран готов к выходу, делать нечего, балдеем.

А вот наглые азиатские суки нарушили тишину летнего утра, в очередной раз высказав претензии друг к дружке. Точнее, сестричка к сестричке. И пошло мочилово по новой! Пока мы с Таней вскочили с песка, дерущихся собак занесло под катамаран. Они там орали, щелкали зубами и месились, ударялись о растянутые тросы паука, шверта, бились о дюралевые балки рамы и пластиковые ножки шпангоутов, продавливая вскидывающимися головами тент палубы снизу вверх.

А мы не могли остановить этот беспредел и сестроубийство, т.к. не помещались в 70-сантиметровое пространство под палубой. Да я и не представляла - как туда влезть без ущерба для здоровья, ибо когда собаки дерутся, они ничего не соображают и в горячке боя могут наклацать зубами и родного хозяина.

Однако суки есть суки, да ещё молодые и в драках не знающие ни толка, ни результата. Не прошло и пары-тройки минут, как они расцепились и, поорав из глубин подполья для поднятия уроненного соперницей собственного достоинства, разошлись по углам.

Это оказалась вторая и последняя драка Найзы и Наргис. Они понаставили друг другу клыками мелких дыр на шеях и губах, и отныне по-крупному уже не связывались, приняв, видимо, решение дружить против кого-то третьего.

Наконец, отчаливаем одновременно с очередным докладом погранцам.

По правому борту метрах в ста от нас болтается катерок с надписью на борту "Береговая охрана". Не иначе как по наши души явились - проследить, чем мы тут занимаемся и вправду ли уплываем. Когда мы удалились от берега и стали уходить от катерка, оттуда раздался металлический, но доброжелательный голос:

- Товарищи спортсмены, доброе утро!

Мы приветственно замахали руками в ответ. Приятно, чёрт возьми, когда госслужбы прислали катер, чтобы пожелать вам доброго утра.

- Будьте добры лечь в дрейф для проверки документов!

Вот те раз! А что, нельзя было на берегу это сделать? И словно читая мои мысли, голос объяснил:

- Катер не может подойти близко к берегу: мелко!

Мы привелись до левентика, настроили паруса, и "Мистраль", мягко покачиваясь на небольших волнах, лёг в дрейф под ветер.

Я собрала у экипажа паспорта (Влад и Паша предоставили сразу же, а Таня запрятала паспорт глубоко куда-то в один из двух гермомешков). Прихватила мини-герму, которую предусмотрительно прикрепила на гике возле мачты. В этой герме лежали, кроме моего паспорта: удостоверение яхтенного рулевого 2 класса на моё имя, судовой билет "Мистраля" Международной ассоциации рулевых многокорпусных разборных и надувных парусных судов (МАРИНС), удостоверение мастера спорта Украины на моё имя, ветеринарные паспорта Найзы и Шпильки.

В другой герме лежала папка с бумагами формата А4: план и карта маршрута со всеми стоянками; карты и план поэтапный с координатами стоянок и датами предполагаемого прибытия на них;  таможенная декларация на ввоз спортинвентаря (парусного катамарана, 150 кг веса, 8 упаковок); письма от наших властей с мокрыми печатями и подписями в три погрануправления (по Ростовской области, Краснодарскому краю и Крыму) с объяснением целей, задач нашего похода, перечислением паспортных данных участников, плана маршрута и просьбой оказать содействие; ксерокопии газетных статей о нашем незабываемом походе 2012 года вдоль всей морской границы Украины и знаковой статьи "Донецким "Мистралем" командует женщина" с моим суровым портретом крупным планом.

Ф-фух! Вроде, всё перечислила. Эту макулатуру я тщательно готовила в Донецке, стараясь предусмотреть все неожиданности. И не напрасно тратила время! Бумажки оказались в полном порядке и регулярно удовлетворяли всех встреченных на пути инспекторов.

Катерок подогнали на малых оборотах вплотную к "Мистралю", и я перелезла на борт чужого судна. Пока проверяли документы из маленькой гермы, Влад протянул мне большую папку. А Таня рылась в своей герме, лихорадочно вспоминая - куда задевала паспорт?

Стоя на высоком носу катера и опираясь спиной на леера, я наблюдала за Таниными копошениями (в первой герме не нашлось, пришлось перелопачивать вторую, а обе были принайтовлены к борту, так что процесс затаскивания гермомешков на борт нешустрый). И слушала, как пограничник кому-то докладывался в рубке:

- Да, всё в порядке. Все документы у них в порядке. Да, сравнили с оригиналами. Да, совпадают. Всё нормально. Три гражданина Украины и одна россиянка. Паспорт россиянки пока не видел. Сейчас найдёт и сфотографирую.

Выйдя ко мне, пограничник вернул бумаги в целости и сохранности и попросил разрешения сфотографировать кое-что из документов. Да на здоровье! Пока он этим занимался, Танюха, наконец, выкопала свой паспорт с самого дна второй гермы, и он тоже стал участником фотосессии.

Пока шла возня с проверками, "Мистраль"  довольно сильно сдрейфовал к берегу. Владу пришлось перенастроить паруса и выйти глубже в море, а там стать на якорь. Катерок подвёз меня к кусочку моей Родины и выгрузил, откуда взял.

- Удачного путешествия! - донеслось из катера. И мы снова замахали в ответ. Путь свободен! Какие же мы молодцы, что так грамотно подготовились к походу! Не прикопаться, все бумажки в полном порядке.

Жаль только, что проверки украли ещё час времени. Так мы могли выйти на маршрут в 8 утра, а в итоге стартуем в 10. Два часа ходового времени могут сыграть большую роль! Предполагая, что такие проверки нас будут ждать регулярно, Влад предложил все паспорта отдать мне на хранение в мини-герму, чтобы в другой раз не терять время на поиски и выкапывания.

Но ветерок удобный, юго-запад, около 4 м/с, волнение слабое. Идём неспешно бейдевинд, режем на край ближайшего мыса. Обойдём его - и откроется простор для прямого движения на самый дзендзик Косы Долгая, минуя порт Ейск и рейд торгового флота.

Под гиком

На палубе ещё оставалось место для лежания. И Таня славно этим пользовалась, коротая время во сне. Кто-нибудь из собак постоянно грел её своим телом

Паша для чего-то держится за мачту. В мини-герме с надписью "Travel" близ пятки гика висят наши документы

Погода стояла столь благоприятная, что проснувшаяся Таня спросила - нельзя ли ей поучиться рулить? Мы с Владом решили, что можно, и я уступила румпель. Естественно, что какое-то время у неё ушло на "пристрелку". Вроде, ничего сложного: повернул палочку-румпель влево - лодка пошла вправо, повернул вправо - пошла влево. Однако важно почувствовать, с каким усилием и на сколько именно перекладывать румпель, чтобы удержать парусник на курсе. Тем более, обстановка непрерывно и плавно меняется - то ветерка добавилось, то подскис, то зашёл немного сбоку, то волна подоспела крупнее остальных, то по палубе кто-то прошёлся или сумку переложил. Маломерное надувное парусное судно очень чуткое, и реагирует на все изменения. Соответственно, рулевой тоже должен отвечать на эти изменения и отыгрывать нюансы, сохраняя скорость, направление и высоту по ветру. На малых ветрах и скоростях запоздалая реакция рулевого не страшна, а вот на больших - уже критична и даже опасна.

Таня ознакомилась с волшебными морскими терминами "Увались" и "Приведись", и помаленьку приспособилась. Понятно, что на бейдевинде под управлением новичка "Мистраль" сбавил ход по генеральному курсу, но ничто не предвещало, и мы спокойно сунулись в нужную точку.

Однако просто балдеть на борту и рулить - вещи всё-таки разные. Тане расслабиться в полной мере не удаётся, потому что приходится постоянно отслеживать как собственные микродвижения, так и мои комментарии, а также колдунки, горизонт, парус и прочее ("Следи за стакселем. Индикатор правильно выбранного угла атаки к ветру - "дыхание" его передней шкаторины, т.е. кромки. Это - "дышит", а так - уже не "дышит". Так - слегка фалает, перебор, ували чуток...").

В конце концов обилие терминов утомило Татьяну, и мы поменялись местами.

Попросился и Паша порулить, но мы уже подошли к мысу и заскребли швертом по грунту. Мель. Надо уходить мористее. Управление потеряло томность, и Паше было обещано руление в следующий раз по тихой погоде.

За мысом усилились ветер и волна. Потому что их перестал прикрывать  высокий обрывистый берег, и нам теперь задуло в лоб. Началась лавировка. На перегруженном катамаране с ушедшей под воду ватерлинией мне не хотелось сильно отрываться от суши, но близ берега было слишком мелко, приходилось идти в полшверта, а это - лишний дрейф. Да ещё волна сбивала с курса.

Стали делать один длинный галс в море, второй короткий - к берегу, до момента касания швертом дна. Но на мелководье добавилась ещё опасность: волны тут круче, чем в открытом море. Тогда мы решили зарифиться и пойти мористее. Пока Влад возился с рифами, я пыталась поставить "Мистраль" носом к ветру, в левентик. Однако у нас ничего не получалось. Волна сбивала лодку, а карабин на ноке гика оказался не на нужном месте, и Владу никак не удавалось притянуть угол паруса к нему.

Если бы вторая половина экипажа у нас была хоть чуточку опытнее! Чтобы хотя бы якорь могла отдать правильно... Или придержать мотающийся из стороны в сторону гик... Но для этого надо как минимум встать и пройти по палубе пешком. Среди кучи собак, вещей и людей... Ни на кого не наступить и не вывалиться за борт, когда под тобой крохотный участок "суши" прыгает на волнах и качается. А ветер шумит, и растравленные паруса пугающе хлопают. Шкотовый угол стакселя яростно треплет карабины, и если "прощёлкать клювом", они могут наставить синяков на лице и теле. А гик раз за разом выскальзывает из рук Влада и так и норовит с размаху ударить Татьяну по голове.

"Пригнись! Гик!" - периодически восклицал Влад. - Грот порвал! Ткань в руках ползёт!"

Тогда я бросила румпель и помчалась на нос отдавать якорь. Ибо стоять бортом к волне чревато плохими последствиями.

Успешно справившись с задачей, оглянулась: Влад справился со своей. Можно выбирать якорь и продолжать движение по маршруту. Острая ситуация длилась не более пяти минут, но мне было не до отслеживания эмоций на лицах экипажа. Сидят по местам, никто не выпал за борт, не упал в обморок - и слава Богу! Я засобиралась с носа на своё место к румпелю.

С кормы послышались тревожные крики, разобрать которые было невозможно из-за шума ветра и волн.

- Что-то случилось? Кричите громче!

- СОБАКА ЗА БОРТОМ!!!

Бля... Кто из???

И тут, опустив глаза, заметила чёрную голову одной из наших среднеазиатских овчарок в районе носовой оконечности левого поплавка, где я в данный момент стояла, укладывая на место якорь. Наргис! Наклонившись, ухватила бедолагу за ошейник и поволокла наверх. Наргис активно перебирала длинными лапами и помогала вытащить её. Только что она лежала на корме и мимо меня не пробегала. Получается, выпала с кормы, оказалась между поплавков, удачно миновала тросовые растяжки шверта и сам шверт, о которые её могла сильно ударить волна, и выплыла к носам. И хорошо, что к левому борту, где была я. А не к правому.

Мокрая собака отряхивалась на носовой палубе, заваленной барахлом, к ней спешила ползком Таня. Зная, как Танюха привязана к своей собаке и поставив себя на её место, я подумала, что девчонка, небось, на грани - сейчас расплачется от пережитого потрясения. В 17 лет я бы точно расплакалась.
       Девчонки  стали обнимать и утешать друг друга, а я поторопилась к рулю. Влад занялся стакселем.

Под рифами ощутимо снизилась нагрузка на руль, мой верный кораблик взял парусами ветер и мужественно понёс путешественников вперёд, к новым приключениям.

Паша продолжал сидеть на носу, переваривая события. Я попросила его перебраться на борт и показала рукой, куда. К середине наветренного поплавка, а то у нас на носу слишком много народа оказалось. Паша перебрался. Сантиметров на 50. Недостаточно. Надо бы дальше к корме переместиться. Но я не настояла. О чём сейчас жалею. Что-то стала я излишней демократкой. Перестала орать на экипаж и требовать. Больше прошу. А зря, наверное.

Оказывается, Наргис выпрыгнула за борт сама. У всех на глазах. Она до последнего терпела, как Влад топтался у неё над головой, воюя с ноком гика. И, видимо, понимала, что ужасно ему мешает. А потом "тэрпэць увiрвався", и она шубовснула в воду. Влад и Таня в два голоса уверяли, что старпом не наступал на неё.

Меж тем волнение росло. Галс, которым мы шли, позволял взбираться на волну наискось. Но он же и уводил нас в дали морские. При смене галса и возврате в сторону суши мы стали бы к волнам лагом, и это меня сильно беспокоило. О чём я и поделилась с Владом. Патовая ситуация. Продолжать движение - опасно, ибо уходим в море, да и перегруженный нос не взбирается на волны, а режет их на всю глубину погружения. Менять галс - гарантированы регулярные удары в борт. Не пора ли сваливаться к берегу за ветром? Но мы ведь так мало прошли за сегодня! Да и дует не так-то сильно. Не больше 8-9 м/с, как и обещал прогноз. И не по таким ветрам носились с "Мистралем". И не по таким волнам скакали...

А волны уже с гребешками, крутые, и ощутимо стали бить по корпусу...

Я видела её, эту роковую волну. Шла на неё спокойно, наискось, хотя предчувствие шевельнулось где-то в глубине сознания.

Она подошла в свой черёд, резко выросла вверх, закрутилась пенным барашком... Правый нос скрылся в её стеклянной непрозрачности...

ХРР-РЯСЬ!!!

Резкий громкий щелчок оборвал сердце: трос! С таким звуком лопаются металлические тросы.

Влад встрепенулся и стал осматривать лодку.

- Растяжка шверта лопнула? - с надеждой спросила я. Растяжка шверта - плохо, но излечимо, и жизни не угрожает.

Повисла тягостная пауза.

- Хуже, - мрачно констатировал Влад. - Два шпангоута лопнули.

Кровь отхлынула от моих мозгов, иначе никак не могу объяснить то кладбищенское спокойствие, которое снизошло на меня. Без эмоций, криков, матов я развернула катамаран к берегу, отдавшись на волю попутного ветра и подгоняющих волн.

ПРОДОЛЖЕНИЕ:

Судовой журнал "Мистраля" "Азов-2019", часть 3. Шабельское

"Трындёж вокруг Азовского моря" от Татьяны Крыминой, действие 4 и 5.