Опус о шедевральной наивности и доверчивости


или

Как мы не попали в Турцию


Часть 1. Надежда умирает последней


       Известный путешественник, турист-парусник Евгений Коротких уже не первый год приглашал нас с Владом в большое парусное путешествие через Чёрное море - как минимум, в Турцию, а то и в Средиземное море. А если удастся - то и вообще куда подальше. Вдохновлённые его предыдущим опытом (Синоп в 2006-м, Александрия в 2009-м) мы стали готовиться к Большому Походу. Но началась война, накрывшая наши мечты гулким медным тазом. Финансы запели грустные романсы.
       Однако Женя не унывал и с присущим ему гиперэнтузиазмом пинал нас на свершение подвигов во славу Отечества и собственного Эго. Съездив с Женей на Балхаш в 2014 году и победив в Чемпионате мира, я убедилась, что он - очень опытный мореход, прекрасный психолог и вообще дядька, с которым можно и махнуть на Средиземку.
       Уговорила, кроме Влада, ещё и замечательного нашего друга Серёжу Дудника. Тот, утомлённый работой на стройках Московии, готов был куда угодно от мирской суеты, и два года копил деньги, закупал снаряжение и по мере сил и возможностей помогал Жене собирать имущество в далёкий и опасный путь. Я тоже дистанционно приложила руку, точнее, денежку - вложилась в приобретение пластиковых газовых баллонов, не поддающихся коррозии в морском климате.
      Наконец, час Икс настал. Но беда в том, что у нас с Владом деньги закончились полностью, ибо пришлось сделать немалые вложения в качественную стоматологию - проапгрейдить побитые жизнью зубы.
       Однако в ответ на мои жалобы в финансовой несостоятельности Женя написал оптимистичное письмо - мол, мы с Сергеем идём по-любому и рассчитываем только на свои силы, так что даже если не сможете помочь экспедиции материально, будем рады просто лицезреть вас с Владом в нашем обществе. Главное, чтобы у вас в запасе была некая сумма на обратный путь.
       Ведь Женя - пенсионер, уже не обременённый детьми, домашним хозяйством и обязательствами. Сергей - тоже сам себе хозяин. А у нас с Владом - и хозяйство, и работа, и мамы, и дети и пр. И, конечно, у меня, как всегда - собаки, которых и оставить особо не на кого, и по большому счёту вообще оставлять не хочется. Но собак возить через границы - целая история, и им явно будет очень не комфортно движение нон-стоп на маленькой палубе.
       Так что, как ни крути, а нам возвращаться надо через месяц-полтора скитаний. Билеты на самолёт дешевле 150 долларов я не нашла. Однако нашу экспедицию выручило то, что параллельно в те же сроки в направлении Турции шёл ещё один надувной катамаран - севастопольский "Бабака". И нам дали добро на возвращение домой на его борту. Главным оставалось встретиться где-то на просторах турецких берегов. И дальше Женя с Сергеем следовали бы по своему маршруту, а мы с "Бабакой" - по своему.
       Для нас это был самый дешёвый и удобный вариант, и мы с лёгким сердцем поехали в Луганск.

       Экспедиция стартовала из Луганска 26 июля на грузопассажирской "Газели", которой рулил поначалу молчаливый и застенчивый блондин Вадик.


Вот на этой "Газель"ке мы проделали свой нелёгкий путь

       Женя сказал, что доставка катамарана в Севастополь обойдётся в 15 тыс. рублей. Такие деньжищи нам и не снились, но понятно, что это на самом деле очень дёшево, учитывая расстояние в полторы тысячи км в один конец. Ведь "Газель" бегала на метане - самом дешёвом из топлив. К счастью, в машине было место и для нас, и для Сергея, которого мы подхватили в Краснодаре. Так что не пришлось отдельно платить за собственную доставку.
       На таможнях мы проторчали 7 часов, бесконечно переписывая декларацию на ввоз катамарана. Всё-таки пограничники и таможенники так и не определились окончательно, как декларировать наши лодки - как транспортные средства, как спортинвентарь или как товар. В разных пунктах пропуска разные мнения.
        Вадик заранее выписал на листочек адреса метановых заправок по пути следования, но благополучно этот листочек забыл дома. И пока мы возились с оформление бумаг, успел позвонить домой и под диктовку мамы записать сведения заново.
       По дороге выяснилось, что картой он пользоваться не умеет и потому взял у друга навигатор. Но и им пользоваться тоже не умеет. Пришлось Владу стать штурманом. А навигатор не то что номера домов, но во многих случаях и улиц таких не знал, где находились искомые заправки. Влад систематически выходил из машины и оправшивал местных водителей, где может быть такой-то адрес, ибо на нём - метановая заправка. И лично для меня весь наш путь ассоциировался исключительно с поиском заправок и бесконечными высадками на всевозможных обочинах, пока машина задувалась газом.

       27 июля около полудня с горем пополам проехали по невероятно запруженным автотранспортом улицам мегаполиса Краснодара (Вадик сказал, что от напряжения у него не только футболка промокла от пота, но даже трусы) и встретили на ж/д вокзале Сергея. Тот прибыл утром поездом из Москвы и стоял, бедняга, привязанный к горе вещей, не имея возможности даже в туалет отойти. Я вообще не представляю, как он сумел дотащить такую уйму барахла от вагона до уголка на перроне - две тачки-"кравчучки", резиновая лодка (30 кг), две гермоупаковки с вещами, два рюкзака, какие-то палки-удочки и пр.
       Серегея мы очень любим, и потому были невевероятно рады встрече и тому, что снова пойдём в совместный поход!
     В одном из супермаркетов Краснодара мы на более чем 6 тыс. руб. закупили харчей - на целый месяц автономного существования для 4-х человек. Ведь в курортном и находящемся под санкциями Крыму продукты наверняка будут значительно дороже.
       Недалеко от Крымска не выдержало сверхнагрузки колесо "Газели" - покрышка разлетелась в хлам. Пришлось тратить время на замену колеса.
      Часам к девяти вечера добрались до Керченской переправы. Поскольку Сергей заранее забронировал билеты, переправа для нас прошла, как по маслу. Никакой очереди, всё очень быстро, точно - специально обученные люди шустро и уверенно разруливали поток транспорта, направляя кого куда. Нашу машину направили прямиком на паром, о котором стоит сказать особо.
       Размах сего предприятия поразил моё детское воображение до глубины души. Гигантское плавсредство, не колыхаясь на воде ни на йоту, поглощало в свои недра автомобили, мотоциклы, автобусы, гружёные фуры. Авто ставили впритык друг к другу. так, что с трудом открывались дверцы. Людей отправляли по желанию на верхние палубы. Когда эта махина тронулась, ощущалось, что такой груз для неё - фигня на постном масле!
       В открытом проливе волны стали качать нашего монстра, а ветер мощно дул нам в лица. 15-20 минут понадобилось, чтобы добраться до противоположного берега.
       Правда, за оперативность и благополучную доставку Сергею пришлось дорого заплатить - 7700 руб за "вантажну" машину и пятерых людей. То есть, стоимость дороги для нас выросла с 15 тысяч до 22700 рублей. Первый финансовый форс-мажор.
        Наивные, мы тогда ещё и не подозревали, СКОЛЬКО ещё будет таких финансовых форс-мажорных затрат!

Вид с пассажирской палубы на внутренности парома. Наша машина - в центральном ряду, замыкающая. С барахлом на крыше

       Уже находясь на пароме, я позвонила Володе Усову, капитану разборного надувного катамарана "Викинг" из Керчи. Водитель наш Вадик после более чем суток рулёжки остро нуждался в отдыхе. А чем спать где-то под кустом, лучше обратиться за помощью к друзьям-парусникам - у семейства Усовых наш путешествующий брат всегда отыщет и кров, и стол. Конечно, несколько не дипломатично было ставить человека перед фактом - здравствуй, Вова, мы приплыли. Но я до последнего не верила в нашу авантюрную затею, боялась сглазить, и никому ничего заранее не сообщала.
       Вова оказался, как всегда, на высоте. Услышав в полдесятого вечера, что на голову ему свалилось пять человек с микроавтобусом, он только радостно сообщил:
       - Я жду! Адрес такой-то! Выйду вас встретить туда-то, чтобы не заблудились.
       А его супруга Ирина, без слова недовольства, гостеприимно выкатила на стол помидоры и прочую закусь. Не обошлось и без знаменитого володиного вина.

       Искупавшись и отоспавшись после трудной дороги, утром 28 июля отправились дальше - в Севастополь. Единственная из Керчи дорога в центр полуострова оказалась забита вереницей автомобилей, а под Феодосией образовалась пробка. Изнемогая от жары и духоты, мы едва-едва тащились в общем потоке машин.
       Наконец, Севастополь. Навигатор помог найти Казачью бухту, где на территории яхт-клуба базировалась "Бабака".


Женя с капитаном и владельцем "Бабаки" Алексеем. Долгожданная встреча

В яхт-клубе администратор определил место, куда мы можем поставить машину и где можем разбить лагерь.

"Газель" набита вещами "под завязку". Небольшой отдых перед марш-броском по сборке катамарана

Сергей Дудник. Умница с золотым характером, умелыми руками и весёлым нравом. Арамис, он же - Джек-Воробей, он же - Будулай. В данном походе - японец, судя по новой причёске. Главный спонсор мероприятия, о чём он с удивлением узнал после встречи с нами в Краснодаре

Влад Ульянов. "Мал золотник, да дорог" - не в бровь, а в глаз о нём

Вадим Горшков, владелец и водитель "Газели". Приехал потусить с нами несколько дней на море и вернуться в Луганск, домой, по ходу забрав из Краснодара родственников Жени. Хорошо, что Влад прозорливо порекомендовал ему не уезжать раньше времени и дождаться, пока нам дадут отход до Турции. А то вдруг не дадут, и как потом транспортировать назад катамаран? Снова платить 15 тысяч за дорогу?

       А тут нас поджидал второй финансовый удар. Оказалось, что Женя как-то не так посчитал стоимость перевозки катамарана - на самом деле она обошлась не в 15 тысяч, и даже не в 22700. Эти деньги - только за дорогу сюда. А ведь Вадику предстоял обратный путь! Так что плюсуем ещё порядка 15 тысяч и паром. Итого - 29600 + 7800 + 7100 = 45500.
       Втрое больше запланированного. Мы в растерянности чесали затылки. А Серёга "листал" рубли. Но раз уж столько потрачено, отступать нельзя ни в коем случае! Жертвы не должны быть напрасными!


"Бабака" и я. Судя по походочке, пошла шпионить за конкурирующим судном

       На самом деле "Бабака" и её капитан нас сильно выручали всё время сборов.
     Во-первых, Алексей пообещал Жене, что при оформлении отхода можно будет обойтись без агента (он обо всём договорился с пограничниками и таможней), и это автоматически снижает астрономическую оплату за отход с 25 тысяч за катамаран до 5 тысяч.
       Во-вторых, мы регулярно пользовались холодильником на борту "Бабаки" - хранили там масло, молоко, курицу и пр. скоропортящиеся продукты.
      В-третьих, ребята подогнали нам большие пищевые канистры для воды и бензина - 10 штук.  Сказали, что дают в пользование, но если пожелаем, то могут продать по 200 руб штука. В конце концов они Жене их просто подарили.
       В-четвёртых, дали в безвозмездное пользование аккумулятор.
       В-пятых, подогнали по сходной цене ("всего" 2700) три фальшфейера.
       В-шестых, заправляя свои канистры питьевой водой из какого-то родника, заправили и наши и подвезли, что называется, "под ключ".
       В-шестых, хором уговорили Женю вместо 40 литров бензина взять на борт 100, пообещав ему недостающие 60л подарить вместе с канистрами. Правда, мы всё же заплатили за этот бензин 2 тыс руб (не считая ещё 2 тыс на предыдущие 40 л). Но ребята реально опасались, что на столь далёкий путь 40 л - катастрофически мало. Они не были такими авантюристами, как мы, к вопросам безопасности подходили трезво и прагматично. Ведь "Бабака" обещалась идти через море недалеко от нас, и ей нужны были гарантии, что до турецкого берега доберёмся без эксцессов.
       В-седьмых, ребята с "Бабаки" время от времени угощали нас арбузами, а накануне выхода в море притащили целую кастрюлю свежесваренной кукурузы.
       Вечером после работы, прознав о нашем приезде, прилетела на машине Света Дрепина, окрылённая встречей с единомышленниками. Больше двух лет она не выходила под парусами ни в поход, ни на регаты, и страшно соскучилась по парусной тусовке. Света оказалась нашим добрым бескорыстным ангелом. Если бы не она, сборы в поход затянулись бы ещё на неделю.
       Трудно оценить оказанную ею помощь. Несколько вечеров подряд она забирала к себе домой на ночлег то нас с Владом, то меня одну. И мы могли даже не ставить в яхт-клубе палатку, отлично высыпаясь на белоснежных светланиных простынях. Принимали душ из пресной воды, стирали вещи в машинке, выходили в интернет и передавали приветы родственникам. . Потом ездить стала только я, а Влад оставался в лагере - сборка катамарана продолжалась до полуночи.
       По ходу подготовки к плаванию выяснялось, что не хватает то того, то этого. Света носилась туда-сюда по магазинам и рынкам, а сопровождавшие её то Влад, то Сергей, то Женя выбирали необходимые вещи. А сколько сухарей насушила Света нам в дорогу! А как Света и её мама засолили сало! Это нечто шедевральное! Из каких-то дешёвых обрезков они сотворили настоящее кулинарное чудо!

       29 июля я принесла жертву Посейдону своей кровью. Все хором сказали, что лучше отдать сейчас кровь, чем потом Посейдон заберёт что посерьёзнее. И что это добрый знак - жертвоприношение на старте.
       Я пошла мыть посуду после завтрака и рухнула на острые камни, разрезав левое колено в трёх местах. Порезы оказались настолько глубоки, что я задумалась о необходимости съездить в травматологию и наложить скобки. Кровь лилась алыми ручейками. Такие раны будут заживать недели две, а ползание по палубе затянет процесс до конца похода.

Нематериальная жертва мероприятия. Первая помощь - перекись водорода и пальцы, зажимающие рану


       Примчавшаяся после работы Света оптимистично сказала, что это всё фигня, никаких скобок и швов не надо, у неё есть самодельная волшебная мазь, и она немедленно увозит меня домой - лечить. Сопротивляться её натиску было невозможно, и я сдалась, в душе весьма скептически относясь ко всем доморощенным снадобьям. Однако мазь на самом деле оказалась волшебной, и раны заживали, как на собаке. Одно плохо - чтобы не отклеился пластырь, мне пришлось несколько дней избегать морских купаний. Грязь и пот смывала только на ночь, в доме у Светы, перед очередной перевязкой, которую Света проводила с поистине материнской заботливостью.


Женя взял с собой отличнейшую карту турецких берегов, изготовленную нашим туристом-парусником Женей Ляшко на куске ПВХ. Карту можно было мочить, использовать в качестве скатерти на стол и т.д.

       Пока мужчины в поте лиц собирали катамаран, я взялась за обеспечение тылов. Завтрак, обед, ужин и бесконечные чаепития. Все трое были большими фанатами чая, и весь мой трудовой день на курорте заключался в нескончаемом кипячении воды и заваривании чая в термос и по кружкам. Спасибо хоть, они соорудили над кухней тент, а то я бы померла целыми днями под палящим солнцем возле открытого огня горелки.
       Света сильно скрашивала однообразие моей поварской жизни: в разговорах на извечные женские темы минуты текли приятно и весело.


Куховарим. Нога с наклеенными пластырями пока ещё плохо сгибается

Серёжа Кравченко - матрос "Бабаки" и Влад

Капитан "Бабаки" Алексей и его матрос - ещё один Сергей, Кравченко-младший


Сборка "Удачи" идёт полным ходом. На переднем плане хорошо видны выступающие части хомута на трубах. О них я задумалась лишь через несколько дней, когда "Удача" вышла на воду.


Сборка лодки продолжалась и при свете фонариков. Нам нужно было успеть до 2-го августа. Ибо на 2-е был назначен отход на Турцию


А работы по сборке предстояло очень много. Несмотря на уверения капитана, что он за зиму хорошо проапгрейдил лодку на стапеле у Поплавков (это братья Круглых, Юра и Саша, владельцы надувного катамарана "Любимчик"), "Удача" не столько собиралась, сколько строилась прямо здесь, на берегу

       Многие узлы плохо состыковывались между собой, трубы не совпадали диаметрами, приходилось по месту пилить, вбивать киянкой, сверлить отверстия ручной дрелью, вставлять пластиковые вкладыши (в том числе из подручных бутылок).  "Удача" оказывалась плодом коллективного творчества, потому что капитан регулярно издавал фразы типа "Поищи нужную трубу вон в той куче", "Посмотри, какая труба подойдёт - ту и бери", " Какую считаешь нужным - такую ставь" и т.д. и т.п.
       Такая сборка забирала уйму времени и постепенно начинала раздражать. Но экипаж у нас подобрался очень терпеливый, хоть и с чёрным, но всё же юмором, так что дело уверенно продвигалось вперёд.


Настроение предпоходное, отличное. Вечер, Крым, друзья, предстоящее путешествие - что может быть оптимистичнее?


Капитаны и Кравченко-старший решают какую-то очередную выплывшую проблему


Умиротворяющий чай. После трудного трудового дня под палящим солнцем в окружении головоломки "Собери парусник". Долгожданные отдых и прохлада


Вот так выглядел наш лагерь большую часть времени, проведённого в Казачьей бухте. Машина и навес создавали уютный тенистый, хоть и душный из-за вечного огня, уголочек.  Когда я не была занята приготовлением пищи, чая и упаковыванием продуктов в дорогу, то выползала в пекло помочь ребятам со сборкой


"Бабака" и её рундуки в ожидании загрузки


Рама "Удачи" почти собрана. Теперь и я могу пригодиться - отыскать из вороха трубочек нужные и натянуть палубу. На вопрос, какими верёвками это делать, получила стандартный ответ капитана: "Вон там мешок с верёвками. Поищи, какие подойдут". Правда, потом Женя снизошёл до того, что лично отобрал нужные стропы, а я уже их подгоняла по месту - резала, оплавляла концы, мотала к трубочкам...






Пока мы вкалывали, словно рабы возле галеры, экипаж "Бабаки" проводил время со вкусом - кушали, беседовали, пили вино, пиво...


Со стороны казалось, что мужики только и делают, что едят. Великолепно изготовленный камбуз был средоточием их тусовки


Впрочем, они ещё купались и принайтовывали рундуки


Наш самодельный столик тоже стал бы средоточием нашей жизни, если бы не бесконечная сборка катамарана


Слегка эротическое фото. Хорошо заметна нашлёпка из пластыря на моей ноге


Отыскать трубочку нужной длины - целый ребус. Потому что если где-то поставишь много, то в другом месте может длины не хватить


Ставят леера. "Удача" поражала моё воображение сложностью конструкции и фундаментальностью. А также - колоссальным весом. По словам капитана, она тянула на полтонны килограммов


Чёрная лента - не лучший вариант для шнуровки. В будущем Жене стоит заняться этим вопросом. А пока сойдёт и так


Капитан лично контролирует сборку. Потому что осознать до конца это масштабное произведение могут не все. Точнее, не только лишь все. Мало кто может это сделать


Саша Ломов и старший из Кравченок решают, как удобнее располагать рундуки


На этом фото Серёжа, как всегда, в прекрасном настроении. Вот в таком мелком болоте с тиной мы брязгались целую неделю, пока готовились в поход. Нормального моря не видели. Время от времени бегали нырнуть с пирса, метров за 200 от лагеря - там и мое поглубже, и вода почище. Охладимся - и снова в бой с металлом


Первый в этом году для нас арбуз. Коллективное пиршество от "Бабаки"



А это наш ангел-хранитель - Светочка Дрепина. Красавица, умница и пр. и пр.

Сергей испытывает приобретённую им в Питере надувную лодку. Её мы планировали держать на борту в качестве спасательно плота, а также для небольших вылазок, когда нельзя подойти к берегам на катамаране. Лодочка оказалась с небольшими проколами, пришлось клеить


"Ноу-хау" от Светланы - в местах контакта стропы с режущими кромками ставить протекторы из пластиковой трубки



Общий вид на яхт-клуб в Казачьей бухте


Те самые канистры для воды и бензина

       Когда нам их подогнали, они ещё очень воняли концентратом мохито - эссенцией для кондитерки, которая в них хранилась. Женя велел забрать канистры к Свете домой и там тщательно промыть водой для удаления амбре. Полночи я возилась с чёртовыми ящиками, чтобы по приезду в лагерь узнать - именно эти канистры не для нас, а для "Бабаки". А нам - вот эти, другие. И потащилась я снова мыть канистры, только теперь уже тут, по месту, из жалкого краника с пресной водой.

Время от времени мы позволяли себе отдых от палящего солнца и "Удачи"- забирались в тень поваляться


Вероника - внучка Светы развлекала нашу компанию своей детской непосредственностью и заражала неуёмной энергией

       Впрочем, Женя тоже поражал неуёмной энергией. Будучи старше нас всех, он, по-моему, ни разу не откинулся поваляться на коврике - постоянно бродил, что-то делал, перекладывал, суетился. Вызывал восхищение своей неутомимостью. И мог бы стать настоящим Лидером с большой буквы в нашем коллективе, если бы сам не испортил всё впечатление своими причитаниями. Как только возникала очередная трудность, он принимался горестно кряхтеть: "Всё, меня пора сдать в утиль!". В конце концов даже терпеливый Сергей не выдержал и поинтересовался: "Женя, а что нам делать, если ты вот так посреди моря вдруг сложишь лапки и скажешь: "Мне пора в утиль, ищите выход сами?"" После чего причитания капитана прекратились, но по-прежнему выход из сложившихся неприятных ситуаций приходилось искать нам самим.
       Например, незадолго да часа Икс выяснилось, что газовая печка, подходившая на вадиков баллон, отказывается работать с жениными морскими баллонами. И Влад продолбался пол-вечера с жеклёром и чем-то там ещё, пока не убедился, что надо купить другую печку. Серёжа со Светой съездили и купили.
       Так же с верёвочками, которые или рвались в руках Влада, или вообще отсутствовали. Сергей плюнул на всё и вместе со Светой съездил купил на 2000 рублей новых верёвок. Те, что капитан считал пригодными для далёкого плаванья, нам таковыми не казались. А раз нам не нравятся верёвки - купим новые, чтобы нравились. То же - с подвесным двигателем, но о нём - чуть позже.
       Я не узнавала Женю. На Балхаше, два года назад, это был собранный, уверенный в себе лидер, наставник, капитан, знаток. Мягкий, но требовательный. А нынче Женя словно потух, пустил всё на самотёк. То ли и правда пора ему в утиль, то ли, подавленный нашей самодостаточностью и профессионализмом Влада и Сергея, он предпочёл умыть руки. А возможно, видя "косяки" подготовки судна, предпочитал лишний раз "не отсвечивать", не привлекать внимания, чтобы не злить утомлённый сборкой экипаж.
       Как назло, немым укором Жене красовался "Бабака", укомплектованный "от и до", по последнему слову надувнушечной катамаранной техники. Масла в огонь подливали Влад с Сергеем, постоянно сравнивая "Бабаку" с неказистой "Удачей". Понятно, что финансовые возможности экипажей радикально отличаются (на борту "Бабаки" - как минимум трое предпринимателей с приличными заработками, для которых 300 долларов - не деньги). А для нас, бюджетников из зоны АТО, те же 300 долларов - целое состояние.
       Но сколько бы оправданий ни подыскивать, а факт остаётся фактом: наш катамаран колоссально проигрывал в подготовке севастопольскому катамарану. Было с чем сравнить, было от чего задуматься. Сергей даже изрёк печальную фразу: "Я два года готовился - хотел уйти в моря куда подальше от осточертевших строек. Но теперь я вижу, что мы очень слабо готовы. "Бабака" показал, как должно выглядеть судно, готовое к крейсерским переходам".
       Женя мог сколько угодно вещать о своих предыдущих подвигах на поприще достижения Турции и Египта на ещё менее пригодных судах, чем "Удача", но вид "Бабаки" красноречиво свидетельствовал о том, что такая беспечность - не есть норма или подвиг.


Прибыл очередной матрос на "Бабаку" - наш земляк Мишель Хаджинов. И снова едят :)


А мы работаем. Сергей волочёт камбуз - крепить на "Удачу"


Уже установлен кокпит - очередной повод для народного гнева

       БОльшая часть кокпита была изготовлена в Луганске, но верхнюю накидку следовало шить "по месту". Как это сделать - капитан снова переложил на наши головы. Влад "завёлся", что это надо делать было на верфях Поплавков - замерить, отметить, а шить на швейной машине, вместе с проклейкой, в стационарных условиях мастерской, а не так - распяленным на трубах пирамиды катамарана. В нужный момент подошёл Женя и подсказал своё видение решения вопроса.  Осознав задачу, я очень быстро крупными стежками подшила ПВХ, и Влад, удовлетворённый увиденным, остыл.
       А как, к примеру, не вспылить, если тебе приходится подклеивать оторвавшиеся протекторы на поплавки, когда они уже прикреплены к раме и придавлены её тяжестью? Да ещё буквально "на коленке", без возможности размазывать клей чем-нибудь удобнее зубной щётки и придавливать не валиком, а пальцами? Правильно это было сделать ещё дома, в мастерской, на ровной поверхности, ну или хотя бы ДО прикрепления поплавков к раме. Но капитан уверенно похвалил Влада:
      - У тебя хорошо получается! Приклей ещё это, это и это, тут и тут.
       Влад, сцепив зубы и обливаясь потом, клеил и в душе поносил последними словами и Женю, и меня, и себя, наивного и доверчивого дурачка.
       Подобные вспышки недовольства с завидной регулярностью возникали во время сборки "Удачи". От большой ссоры удерживала только колоссальная сумма, уже потраченная на поход, и невероятно лояльные, терпеливые характеры Сергея и Влада. А также мои дипломатичные уговоры, т.к. я понимала, что именно я, доверившись Жене после Балхаша, втравила их в эту историю. И мне очень хотелось, чтобы всё закончилось хорошо. И принесённые жертвы - материальные и кровавые - не были напрасными.

В Краснодарском крае, прямо в поле, купили по дешёвке кучу помидоров. И без ограничений питались ими всё время. Я добавляла помидоры во все блюда - борщ, суп, макароны с мясом, кашу с тушёнкой и т.д. Не считая бесконечных салатов. Избежали помидоров только молочная каша и сладкие лепёшки


Послеобеденная полемика


Свободная площадь палубы на "Бабаке" больше, чем на "Удаче". Но всё портят низкие трубы пирамиды, под которыми ещё нужно научиться ходить при качке на волнах. Мы с Владом особо приглядывались к этому судну, ведь нам предстояло на нём возвращаться из Турции

Вадик по мере сил и возможностей тоже помогал при сборке. Вообще, мне его было жалко. Мужик приехал в Крым, но из-за нас не увидел ни желанного Тарханкута, ни нормального моря. Торчал в болоте Казачьей бухты, наблюдал наши титанические усилия и нудился от безделья

Сергей на носу "Удачи". Где-то тут планировался гальюн. Но где и как, ведь места невероятно мало даже для простого передвижения и нет гарантии, что отходы жизнедеятельности наших организмов будут попадать за борт, а не в кокпит...

Очередное придумывание, КАК прикрепить ЭТО

Суровый и грустный Женя, ещё не теряющий надежды, но уже подозревающий, что "- Побьют...   - Да, и возможно ногами"

       Тем временем, наступило 31 число, последнее воскресенье июля - день военно-морского флота России. Несмотря на всё ещё не готовый к плаванию катамаран и поджимающие сроки, мы собирались праздновать.
       Во-первых, оказалось, что Вадим служил на Тихоокеанском флоте, привёз свою бескозырку и заначил до нужного времени в холодильнике "Бабаки" бутылочку водки "Тельняшка".
       Во-вторых, ребята с "Бабаки" пригласили вечерком прокатиться на какой-то яхте стоимостью в полмиллиона, чтобы посмотреть праздничный фейерверк в городе.
       В-третьих, Светлана манила возможностью прогуляться по праздничной Набережной, отдохнуть от насточертевшей сборки катамарана. Женя робко напомнил, что впереди ещё немеряно работы по подготовке судна, но как-то быстро сник и не настаивал - периодически нарастающее раздражение экипажа от бесконечных проблем, нестыковок, несоответствий, денежных расходов следовало притушить приятными эмоциями от праздничной атмосферы Севастополя.
       Мы со Светой, как сделали бы и все девочки на нашем месте, тут же устроили фотосессию с вадиковой бескозыркой. И правильно поступили, потому что наши мечты по путешествию на дорогущей яхте тоже накрылись очередным медным тазом. Никакого праздничного Севастополя мы не посетили - яхта не пришла. А фейерверк наблюдали отсюда, из "любимой" Казачки. В память о Дне ВМФ у нас со Светой хоть фотки остались. А у ребят и того нету.

Готовлюсь позировать

Равнение налево!

А Света просто в отличной форме!

       Установка мачты на "Удачу" - это вечная эпопея. Потому что мачта "Удачи" - это отдельное произведение инженерной мысли, тяжеленная до одурения, вся переплетённая множеством ромбо-вант... Очевидцы сообщают, что не припомнят случая, чтобы мачта при установке или снятии не рухнула со страшным грохотом и риском кого-нибудь покалечить. Предвкушая интересное зрелище, я взяла женину видеокамеру. Но в этот раз (ребята с надеждой снова сказали - "Это добрый знак!") всё прошло почти как по маслу - мачта НЕ УПАЛА! Насколько интересная съёмка получилась, можно увидеть из ролика:

 

        После раскрепления мачты я снова прибегла к услугам видеокамеры: с помощью всего мужского состава, идущего в Турцию, "Удачу" с берега спустили на воду. Учитывая её вес и высоту парапета, зрелище предстояло не для слабонервных. Но снова операция прошла на редкость удачно.  Катамаран начал оправдывать своё имя.

       1-го августа приступили к загрузке судна. Тут уже Женя смело командовал, что, как и где размещать. Ведь опыт дальних плаваний у него в сравнении с нами - огромадный. Мы с Владом вообще только через Азовское море разок проскочили, да 32 часа нон-стоп провели в маршрутной гонке по Обскому морю А у Сергея и того не было. Тут уж Женя взял реванш и снова стал похож на капитана.


Размещаем тюки на поплавки





Женя демонстрирует истлевшие от трудового усердия шорты


Погрузка продолжается. "Удача" уже внушает уважение и вдохновляет. Потому что стала похожа на настоящее мореходное судно. И гаснущие надежды на благополучный исход экспедиции вспыхнули с новой силой


Задушевные беседы женской части коллектива. Свету мы усиленно приглашали с собой. Соскучившаяся по походам, она всем сердцем рвалась с нами, но чувство долга прочно держало её в Севастополе. Нельзя. Работа. Она - генеральный директор фирмы, и должна быть тут, а не там


Расслабленное лицо. Наконец-то, поход обретает реальные очертания


Света выкладывалась по полной, словно для себя старалась. Вот такой щедрой души человек!


Общий вид "Удачи" с носовой части. Хорошо видно, что места для путешествий вдоль борта, кроме как по вещам на поплавках - совершенно нет


Крупным планом

Хорошо видно, что и по упакованным и привязанным вещам вдоль баллонов тоже особо не походишь


Зато "спальня" - выше всяких похвал. Очень уютно и даже если вся палуба залита водой - тут абсолютно сухо. И места хватит всем четверым


В этих баллонах запасов газа для приготовления пищи хватит на полгода, как минимум. А ещё они не подвержены коррозии

Бортовой компас. Отличная, профессиональная вещь. Вот только прикреплена гайками с выступающими бортами. Есть риск травмироваться, упав на компас во время сильной качки

Транец с мотором. Движку здесь, конечно, очень удобно и уютно. Но вот украл он у нас очень много жизненного пространства с палубы. И снова потенциальная опасность - поскользнувшись, сверзнуться ногой в эту дыру. И повредить как мотор, так и ногу. А то и шею


Запасной компас на другом борту. И снова - нужная вещь прикреплена не продуманно, наспех, всё с тем же риском повредить себе организм, упав на торчащий штырь

Женя на фоне геннакера "Бабаки". Ребята то ли тень себе сделали, то ли парус проверяют. И мы поднимали свой тоже синий геннакер, когда раскрепляли бушприт


Грузится "Бабака". На дальнем плане - "Удача"


Общий вид с воды на наши катамараны

Мой карцер - кухня. Постоянно сидя в неудобной позе на кранцах (то нарезая что-то, то пересыпая по бутылкам крупу, то упаковывая продукты), я растревожила давным-давно забытую боль в позвоночнике. И это, как ни крути - знак плохой. По крайней мере, для меня


Света демонстрирует свои идеи по улучшению камбуза. Настроение у всех снова приподнятое, боевое - скоро в путь, и всё идёт по плану


Девочки снова позируют. Как-никак, но на борту настоящей яхты. Будет чем похвастаться перед подругами. Мало у кого есть такая возможность. Особенно сейчас, в наше непростое время.


"ЦУП" "Бабаки" - Центр управления полётом


Тут мотор не мешает, не забирает бесценное палубное пространство. Зато рундуки занимают много места


Научившись лавировать над и под бесконечными балками, можно не получать травмы и на "Бабаке"


Несомненный "плюс" - солнечные батареи, вмонтированные в кокпит


"Удача" готова в путь. Хорошо, что по каким-то своим соображениям "Бабака" решила стартовать не 2 августа, а на день позже, 3-го. И тем дала нам фору - разрулить очередные проблемы - с газовой печкой и подвесным двигателем

Измождённые мальчики. Неделя каторжного труда, катастрофическое исчерпание финансов... Нелегко быть матросом "Удачи"...


Бодримся. Потому что ещё не знаем, что и подвесной мотор выкинет нам свой номер, так сказать, на закуску.  "Оставь надежду, всяк сюда входящий"...

      Итак, мотор. За два дня до отхода Влад предложил Жене прогнать двигатель, опробовать. Но капитан сказал, что всё там окей, всё работает. Упрямый Влад за день до отхода, вечером 2 августа, решил-таки проверить - а так ли это на самом деле? Увы, всё оказалось НЕ ТАК! Мотор не заводился! Бензином заливало свечи. Весь вечер мужики провозились с карбюратором, ища причину его забастовки.  Прокаляли свечи, крутили-вертели и так, и эдак. Мотор не работал. Женя удивлённо пожимал плечами - странно, год назад всё работало... В конце концов он изрёк вызвавшую у всех приступ гнева фразу:
       - Да я раньше в Турцию вообще без мотора ходил!...
       - Женя, а как ты Босфор проходить думаешь? Под парусами? Это нереально! На буксире у "Бабаки"? Так у ребят свои планы и сроки. А как ты собираешься в случае штиля идти вровень с "Бабакой"? Ведь мы должны придерживаться друг друга! На вёслах? Или на буксире у них через всё Чёрное море?
       Тут и я выразила свои опасения:
       - Женя, а не получится ли так, что мы будем идти через море неделю-две вместо трёх-четырёх суток, притащимся в Турцию, а там уж сроки подойдут на "Бабаке" возвращаться? И мы с Владом пересядем к ним и сразу - в обратный путь. И вместо обещанного сказочного путешествия по красивейшим бухточкам западной Турции будем лицезреть только открытое море. Туда и обратно. Только море.
       Но поделать уже ничего было нельзя - завтра в пять утра стартуем в Балаклаву. И, возможно, там найдём специалиста, который в считанные минуты, пускай и за деньги, но отремонтирует наш мотор. Как это случилось в 2012 году в Алуште с мотором "Мистраля".

        Наконец, 3 августа. Подъём в три ночи. При свете фонариков допаковываем, что не успели. На борт берём дождавшегося этого светлого мига Вадика и счастливую Свету, которая в эту ночь осталась ночевать на борту "Удачи".


Светает. Последние приготовления перед дальней и опасной дорогой

       Впрочем, все надежды могут рухнуть, если нам не дадут разрешение на отход. Хотя Лёша, капитан "Бабаки", стопроцентно уверен в положительном решении вопроса. Ведь в Турции они должны быть к определённому сроку - их будут ждать прилетевшие туда самолётом подруги и жёны. Мужики планируют покатать их в неспешном режиме по красивым лагунам Турции и, проводив на самолёт в обратный путь, самим вернуться сюда морем, на "Бабаке", в скоростном спортивном режиме.


Мёртвая рассветная тишина. Сосредоточенные лица. И в пору послушать марш "Прощание славянки"

"Что день грядущий мне готовит?"

В напряжённом ожидании



"Бабака" отдаёт швартовы. Штиль. Придётся идти под мотором


В Балаклаве нам велено быть к десяти утра


Женя снова берёт лидерство в свои руки. Череда проблем по подготовке и сборке позади. Теперь мы на борту, и он здесь - главный. На воде спорить с капитаном нельзя. И мы все это прекрасно знаем, потому что сами - капитаны своих небольших катамаранов


Начинается решающий этап наших приключений - разрешат отход или нет?


"Бабаке",  ушедшей под мотором вперёд, приходится возвращаться и брать нас на буксир. Потому что наш движок, как и ожидалось, за ночь не самопочинился и к утру не заработал

Лихой капитан Женя отдал один из рулей и, легко балансируя на трубе, показывает мастер-класс владения румпелем


Мишель закрепляет на корме "Бабаки" буксирный конец "Удачи"


Светлане за все труды вручили румпель - так и рулила до самой Балаклавы, вспоминала золотые времена, когда управляла на регатах столь же мощным "Астером"


Вадик не терялся, получив долгожданную награду - путешествие на паруснике


Капитан снова что-то подвязывает или отвязывает на рулевом устройстве


Принесённая бабаковцами кукуруза соблазнительно пахнет и необыкновенно вкусна. Как не слопать её во время морского путешествия?


Заре навстречу, в кильватере "Бабаки". Хорошо видно, что легко и быстро передвигаться вдоль бортов НЕВОЗМОЖНО. Только очень медленно и осторожно, внимательно глядя под ноги и выбирая место, куда ступить





Красавица Светик

А на этой фото, с мрачным Сергеем, хорошо видно, сколь мало жизненное пространство палубы. Света на руле, сидит вне палубы - на тюке. Влад спит в кокпите, мы с Женей и Вадимом тусим у камбуза в предвкушении утреннего чаепития



Чаёк для страждущей команды





Ну прямо Гай Юлий Цезарь - и парусником управляет, и ест, и пьёт, да ещё и на камеру позирует





Сергея "терзают смутные сомнения"


А Вадик  радуется жизни. Ведь ему "по барабану" - дадут отход или нет


Впереди - очертания мыса Фиолент, за ним в мутной дымке - мыс Айя


Двигатель "Бабаки" с трудом тянет два гружёных катамарана. На переходе через всё море он может не выдержать таких подвигов. Чтобы не подводить товарищей, мы должны во что бы то ни стало починить свой мотор


Где-то среди этих гор - скрытый вход в Балаклаву


Вот уже и солнышко взошло, припекает. Можно снять ветровки

При рассматривании "Бабаки" с полным экипажем я вдруг задумалась - а каково мне будет идти на этом судне несколько суток в целой компании курящих мужиков? А кое-кто из них и храпит - не дай Боже! Ведь места и на "Бабаке" катастрофически мало...


Но прочь сомнения - ведь впереди такая красота! Предстоящие приключения манят и будоражат воображение. Ради этого можно будет и потерпеть смрад от сигарет, богатырский храп и тесноту


Зашли в Балаклавскую бухту. Позади - узкий пролив


Балаклавская бухта кишит всевозможными катерками и яхтами - от почти игрушечных прогулочных до шикарных, многотысячных красавцев






Наши надувные плавстредства на их фоне выглядят просто вызывающе - смотрите, мы тоже яхты!





Местный пляж


Чтобы рассмотреть все красоты бухты и города, надеваю две пары очков - солнцезащитные и диоптрические


Нам указали место, где причалить, и велели ждать


Домик-будка на причале - таможня


Общий вид на причал, где объявят наш приговор


Таможенники и пограничники в немом изумлении рассматривают, на ЧЁМ мы собрались пересекать Чёрное море

       Обычно судам оформляют документы на отход специальные агенты, которые берут "чаевые" за свой труд. Но заполнить несколько бумажек - работа по плечу любому смертному. Поскольку "чаевые" составляют процентов 700 от затрат на отход, то нам, конечно, на фиг не нужны никакие агенты с их "чаевыми". Об этом Алексей заранее договорился с работниками соответствующих служб. И я стала свидетелем такого эпизода.
       Подходит какое-то официальное лицо и в ступоре разглядывает "Удачу". Стоящий рядом Алексей произносит:
       - Теперь вы понимаете, что агент здесь неуместен?
       Мужик переводит на Лёшу зачарованный взгляд и растерянно соглашается:
       - Да уж... Понимаю... Агент здесь неуместен...


Миша и Женя в ожидании таможенного досмотра

       Первым пришло официальное лицо по контролю за флагами. На вантах нужно разместить флаги наших государств. А "Удаче", в отличие от "Бабаки",  два флага - страны, где она зарегистрирована, и страны, где она гостит.
       - Не бойтесь вывешивать украинский флаг. Ничего с вами не случится, - слегка иронизирует официальное лицо. А у Жени ни украинского, ни российского, ни турецкого флагов нет. Надо покупать. А тут они, естественно, стоят дурных денег - по 600 руб. за штуку.
       Российский приходится покупать, турецкий Женя клянётся пошить в дороге (время есть), а украинский, к счастью, я предусмотрительно взяла из дома. Вешаем оба флага на ванты. И отныне украинский биколор вызывает пристальное внимание общественности. "Удачу" неустанно фотографируют на телефоны все, кому она попадается на глаза.
       Тем временем, атмосфера накаляется. Подошедший инспектор проверяет документы и натыкается на записи о предельном удалении от берега. У  "Удачи" - 50 миль, а у "Бабаки" - всего 2. Он недоумённо пожимает плечами:
       - И как вы с такими документами собрались штурмовать Чёрное море? Кто вас выпустит дальше двух миль? А по "Удаче" - кто вам дал такое предписание?
       Женя лепечет, что луганский филиал харьковского ГИМСа. Мужик рубит сплеча:
       - Не обманывайте! Нет такого филиала и быть не может!
       Ну, думаю - сейчас Женю загребут за подделку документов. Вот "весело" будет!
       Через некоторое время выясняется, что и пограничники, и таможня добро на отход дают. Артачится только начальник порта. Ему, якобы, отвечать за нас не хочется перед законом, если что случится. И даже если мы наймём агента (а без него - никак, уже и дураку понятно), и заплатим за выход по 25 тыс. руб с катамарана, то всё равно начальник порта добро не даст.
       Пока все в раздумьях бродят по причалу, Влад с Сергеем пытаются как-то оживить мотор. Кроме того, выяснилось, что перо руля вместе с баллерной коробкой свернуло набок, и требуется ремонт. На воде. Странно, конечно, что при тихой волне, на буксировке, руль стало подламывать. А что же с ним станет при хорошей нагрузке?
       Ремонтируя руль, Сергей, как и ожидалось, утопил ключ на 13. Один из немногих, что у нас был в ЗИПе. К слову, ЗИП у нас - весьма странный. Множество всякого непотребного хлама вместо необходимого инструмента. В частности, чтобы снять кожух на моторе, приходится снова побирушничать у "Бабаки". Интересно, а как мы будем при автономном плавании обходиться без этого инструмента?
       Сергей снова взрывается негодованием - уже во второй раз за этот поход. До сего я ни разу не видела вспышек его недовольства. Удивительно солнечная натура. Но даже и он не способен терпеть бесконечные неувязки.
        Странно, что неработающий мотор абсолютно не беспокоит капитана. Почему-то матросы мечутся в поисках решения, а Женя полностью отрешился от этих забот, пустив всё на авось. Я бегу вдоль строя шикарных яхт и путём опроса владельцев становлюсь счастливой обладательницей телефонного номера ремонтной мастерской. Вскоре нашей бедой проникается немало яхтсменов. Диктуют ещё один номер, предлагают позвонить... Общими усилиями мы в течение часа выясняем, что:
       1. В Балаклаве моторы не ремонтируют, только в Севастополе.
       2. Во всех мастерских ремонт - по записи. Поэтому они могут сегодня приехать, снять двигатель, у себя провести его осмотр, ремонт и вернуть только завтра-послезавтра.
       3. Запчастей (карбюратора, иглы) на двигатели такой модели в данное время отсутствуют.
       Как говорится, приплыли.
       К Владу и Сергею подключились мужики с "Бабаки", дружно ломая головы - почему же эта сволочь не работает, когда вроде бы всё в порядке?


Терзают карбюратор


В тоскливом ожидании вердикта

Лёша лелеет надежду. Ведь ему обещали, ведь он договорился! И чёрт с ним, что не за 5, а за 25 тысяч! Нормальным яхтам вообще меньше 40 тыс. это не стоит. Нашим убогим судам и так послабуха сделана. Ведь у нас нет даже гальюнов - самый страшный ужас для всех начальников - НЕТ ГАЛЬЮНА!

       В конце концов новый удар - разрешён отход только до Очакова, при удалении от берега не далее двух миль. Но при движении в территориальных водах РФ по открытым водоёмам судно должно быть оснащено неким опознавательным прибором АIS (по непроверенным данным - АIS ставится при движении по ночам, а нам при ночёвках на берегу можно и без АIS а, но выход на берег только на оборудованных причалах никто не отменял). АIS можно установить прямо сейчас. Стоит это счастье не больше каких-то жалких... 50 тысяч рублей!
       Это - уже не просто удар под дых.  Это - нокаут.
       Приехали таможенники оформлять отход. И Влад не выдержал первым:
       - Вот сейчас нам закроют границу. И что дальше? Мы не будем иметь права получить малейшую помощь ни с берега, ни с "Бабаки"! А у нас мотор не работает! А у нас нет необходимого инструмента даже раскрутить мотор для ревизии! КАК мы пойдём через море?!
       Владу вторил Сергей, хоть и на малых обертонах:
       - Женя, у нас нет денег! Не только на АIS, но и вообще. У меня осталось сто долларов! Что мы будем делать в чужом государстве без денег?
       Женя ещё пытался сопротивляться, уже понимая, что проигрывает битву своему экипажу:
       - Там заработаем, в маринах... Там очень востребован квалифицированный труд умельцев-технарей...
       - Женя, а если мы НЕ заработаем, что делать будем?
       - Ребята, если мы не пойдём, вы же меня ненавидеть будете!
       - Думаешь, если в пути что-то случится, мы не будем тебя ненавидеть? Теперь любая несостыковка будет априори ассоциироваться с виной именно капитана.
       Мнения разделились. Женя был готов идти и в одиночку, но прекрасно понимал, что не справится один, и что ему просто не дадут отход, если останется один. Решение надо было принимать немедленно. Лёша уже понёс документы таможенникам, а его экипаж листал деньги на АIS.
       Мы разрывались между "хочется, мечта, зря потрачены огромные деньги" и "не можется - слишком велик риск, слишком много препятствий, слишком велики грядущие расходы"...
       Наши представления о готовности судна к дальнему плаванию слишком различались. Женя считал, что сойдёт и так, а Влад считал, что не сойдёт. Мой капитанский опыт тоже громко шептал - "На кону - жизнь!". Серёжа, милый бессребреник Серёжа, он же - Будулай, он же - Джек-Воробей, он же - Арамис, он же - японец, потративший на несостоявшееся путешествие больше всех денег, метался между умирающими надеждами и суровой реальностью.
       В конце концов он первым подытожил:
       - Кто-то должен стукнуть кулаком по столу и сказать - да или нет!
        Повисла пауза. Никто не хотел брать на себя ответственность. И тогда  капитан решительно сказал "НЕТ!". И, быть может, стал нашим спасителем. В самом деле, как было бы глупо - два года рисковать жизнью в зоне военных действий, пережить блокаду, обстрелы, авианалёты - и погибнуть в море, в абсолютно мирном парусном путешествии!
        И так легко стало на душе, когда прозвучали роковые слова! Гора с плеч. "Жребий брошен, слова излишни, рвите шкоты, набейте грот"... Возвращаемся домой, в Казачью бухту.
       Женя пошёл получать отход до Казачки, я вслед прокричала пожелание взять отход на поход вдоль побережья Крыма (зря, что ли, столько терпели?), но Женя то ли не услышал, то ли не захотел услышать. Он был просто убит нашим бунтом.
       Отход до Казачки получен, уходим. "Бабака" остаётся оформлять документы. Они и не собираются чесать в Очаков. Дойдут до мыса Херсонес и шуганут напрямую на Турцию. И чем быстрее покинут воды РФ - тем легче вздохнут пограничники. И начальнику порта хорошо - дал добро на выход вдоль берегов, а что они нарушили - то уже не его забота.
       Словно по волшебству, заработал наш мотор. Вернее, поначалу Влад как-то его обхитрил, то пуская бензин, то перекрывая. А потом прибор взбодрился, вспомнил молодость и лихо вывез нас из извилистой Балаклавской бухты, подтверждая правоту своего владельца - ну заработал же! По пути я поднимала вторично вопрос о путешествии вдоль Крыма - до Азова, но Женя отговорился трудностями с причалами, АISом и оформлением разрешения. Я подозревала, что расстроенный капитан уже ничего не хочет, и не стала настаивать. Хотя считала тогда и продолжаю считать сейчас, что он просто НЕ ЗАХОТЕЛ пойти нам навстречу. Даже не из вредности - вы не пустили меня в Турцию, так я не поведу вас никуда. А так, на подсознательном уровне. Обессилел в борьбе за мечту. Другого не надо. Только дальнее автономное плавание - или никакого. Как ребёнок, которого лишили желанной игрушки, а другая ему не нужна.
       "Я уже сто раз вдоль Крыма ходил!".
        А мы? Сергей? Вадим?
       Но - сами капитаны, мы не стали спорить. Подчинились и в грустном настроении шли уже по открытому морю.
       И тут нелёгкая дёрнула меня предложить капитану поднять паруса. В самом деле - почему мы на паруснике идём под мотором? Последовавшие события прочно укрепили нас во мнении, что мы поступили абсолютно верно, отказавшись от похода.
       Женя поднял грот, Влад отключил движок. Стало приятно тихо, зажурчала вода. Но тут обнаружилось, что "Удача" правым галсом идёт отлично, а на левом - приводится вплоть до оверштага. На руле сидела я, и потому уверяю, что это не моё больное воображение. Посмотрев на шверт, Женя радостно констатировал, что это что-то со швертом. Предложил его убрать. С горем пополам большими усилиями выбрали шверт. Лодка продолжала не идти левым галсом.
        Я предложила поднять стаксель - ведь он уваливает судно. Но вместо этого капитан велел зарифиться. Сделали. Но ничего не изменилось. "Удача" упрямо не желала идти левым галсом.
       Женя посмотрел на рули. Левый снова стоял под углом, что при усилении нагрузки на него было чревато выламыванием. Женя дал команду опустить перо второго руля. Влад чуть не надорвался в усилии выполнить приказ капитана. Перо не опускалось в вертикаль. В наклонном положении оно рисковало выломаться, а заодно мешало работе первого руля, и без того раненого.
       И тут шкипер вспомнил, что на правом неопускающемся руле какой-то нарост или наплыв, который надо спилить. Сейчас это делать нет смысла - ведь поход не состоялся. И потому перо подняли, оставив работать подвёрнутое.
       В конце концов подняли стаксель. Красивый парус взметнулся на мачту, но тут оказалось, что он морщит по передней шкаторине. Потому что эта шкаторина длиннее штага. Тьфу ты, Господи! А заодно я обратила внимание, что и передняя шкаторина грота морщит. Потому что грот пошит впритык по высоте мачты, отсутствует оттяжка Каннингхэма. И регулировать парус можно только фалом. А при таких габаритах усеришься набивать его до топа.
       Блин, куда ни кинь - всюду клин.
       А вокруг - прозрачное, синее море, солнце, горы, Крым...
        И "мне осталась одна забава" - понырять в эту бездонную синеву. Это не грязная вонючая бухта. На просьбу понырять кэп согласился. Вадик, в полном упоении от впервые увиденной красоты, немедленно бухнулся за борт. По очереди мы все там оказались, наслаждаясь единственно доступным на данный момент счастьем.
       И тут Женя взволнованно обратил наше внимание на надвигающуюся с востока тучку:
       - Хорош нырять! Надо уходить! Не нравится мне эта тучка. Может заштормить.
       А поскольку под парусами "Удача" шла плохо, кэп приказал смайнать их и завести движок.
       А мне приспичило что-то взять на другом борту. И я предприняла неторопливую прогулку по периметру катамарана. Прогулка в очередной раз укрепила меня во мнении, как прозорливо мы поступили, что не пошли в дальнее плавание. Потому что даже неторопливое путешествие по спокойному морю, при ярком дневном свете оказалось чревато травмами. По периметру НЕТ НИ ОДНОГО кусочка палубы, куда можно было бы стать ногой. Идти приходилось или по проваливающимся вещам вдоль бортов, или по трубе, с которой нога стремительно и неожиданно соскальзывала под кокпит по безумно скользкой палубе, смоченной брызгами от поплавков. Хвататься руками за леера - неудобно, потому что они низкие. Оставалось или балансировать на грани фола, или идти в полуприседе, как гиббон, судорожно хватаясь за любые выступы и троса. А со всех сторон угрожающе выпирали то металлические части хомутов, то какие-то вещи, то болтики-винтики-гаечки и прочие всевозможные неровности. Распороть кожу, а то и мышцу при неловком падении - дело лёгкое. Риск многократно усилится при передвижении на скорость (например, быстро смайнать парус или отдать якорь), в темноте, да при сильной качке... И заплёскивает палубу очень неслабо даже при столь малом волнении, меньше 1 балла - через щели в центральной части палубы - от шверта и шпрюйта. В самых низких местах воды уже по щиколотку. Только кокпит сухой.
       А как же будет заливать при сильном ветре и волнении баллов в шесть?
       Нет, судно явно НЕ ГОТОВО к серьёзным маршрутам.
       Так и вернулись мы в Казачку, не солоно хлебавши - ни тебе Турции, ни прогулки под парусами, ни ныряний до одурения в чистой воде, ни похода вдоль Крыма до Азова...
       Одно развлечение - пялиться на рекцию пляжников на украинский флаг на нашей ванте. Видать, "Удача" единственное украинское судно в крымских водах за последние два года. Вот народ и офигевает, глазам не верит.
       И лишь вечером, за ужином, я осмелилась подкольнуть нашего капитана:
       - Женя, если вы так убегали от жалкой тучки, что даже не дали нам вдоволь наныряться, то как же собирались шуровать через море?
       - А я не тучки испугался. Просто мне очень хотелось вернуться сюда. Не было настроения.
       Я всё понимаю. И крушение мечты, и несбывшиеся надежды. И утекающие сквозь пальцы года, неумолимость отведённого нам времени. Но ведь не надо быть таким эгоистом - стоило бы и об экипаже подумать. Который терпеливо переносил все несуразности подготовки к походу, вынес на своих карманах всю финансовую часть мероприятия, психологически вымотался донельзя... он тоже заслуживает хоть какой-то реабилитации. А тут за что ни возьмись - всё не клеится.
       - Женя, ну как мы могли выходить в море, если ни разу перед этим не опробовали ход под парусами? Как выяснилось, "Удача" ещё и под парусами не ходит - одним галсом ходить не желает, из двух рулей работает половинка одного, какие-то неясности со швертом, паруса не набиваются по передним шкаторинам... Это мы ещё штормовые не пробовали ставить!
       - Оля, а ты помнишь, что когда мы впервые вышли на "Ханумане" на Балхаше, у него тоже мало что работало. Но мы ведь смогли устранить неполадки и разогнали его до победы в Чемпионате мира?
       - Прекрасно помню. Но ведь мы устраняли неполадки при выходе на берег, в течение нескольких дней! Заниматься этим на берегу, предварительно опробовав судно на воде - это одно. А на ходу, в открытом море... Это просто нереально!
       По глазам Жени я видела, что он со мной не согласен: если сильно захотеть - то можно. Просто мы не сильно хотели в Турцию, а то наплевали бы на ВСЁ - и ушли. И всё было бы хорошо.

       4 августа приступили к разборке катамарана. Вадик, было, заикнулся, что ни разу не был на Тарханкуте, вот бы на паруснике туда прогуляться... Но Женя осадил его пыл - типа, слишком сложно получить разрешение и там не имеем права причаливать. А тут ещё платить за стоянку в яхт-клубе. И чем быстрее отсюда смоемся - тем меньше платить. Ведь и в Балаклаве пришлось платить за стоянку.
       А если затеять большой поход вдоль Крыма, то Вадик явно не будет две-три недели болтаться с нами, и тогда придётся оплачивать его вторичный приезд сюда на "Газели". И это будет подороже, чем услуги агента в порту. Потому Женя твёрдо и прагматично решил возвращаться.
       Снимаем мачту:

 


Так что, не поднимая тяжеленное судно на сушу, разбирали его на воде.


Ломать - не строить. Понадобилось меньше светового дня, чтобы так долго выстраиваемый парусник превратить в груду металла...


Жаль потраченного труда. Жаль денег. Жаль несбывшихся надежд. Но ЖИЗНЬ - ДОРОЖЕ!












       Пока мы разбирались, в яхт-клубе нарисовался... капитан "Бабаки"! Оказывается, они на целые сутки застряли в Балаклаве, пока закончили оформление всех необходимых бумаг. На сегодня отход разрешён, и к вечеру они стартуют. На два дня позже намеченного. И придётся сильно постараться, чтобы успеть к назначенному сроку.
       Мы пожелали им счастливого пути. Думаю, ребята вздохнули с облегчением, когда выяснилось, что им теперь не придётся ориентироваться на "Удачу" и тащить в обратный путь двух лишних людей.
















       Вконец расстроенный Женя готов был сразу возвращаться в Луганск, чтобы успеть хотя бы на Цимлянское водохранилище. И тут уж взбунтовалась я. Какого чёрта я тратила порядка 15 тысяч рублей - чтобы в течение недели сидеть в грязной мелководной бухте, непрерывно готовить жрать, ни видеть ни моря, ни Крыма, ни Турции, ни Дня ВМФ?!
       У меня ещё месяц отпуска, и я имею право требовать хотя бы автопутешествия куда-нибудь по Крыму!!!
       И Сергей, и Влад, и Вадим меня поддержали. Единогласно было принято решение ехать не на Тарханкут, а в Генеральские бухты - и по пути, и красиво, и море чистое, и безлюдно. И хрен с ним, что Азов.

       Как сказал Михаил Исаковский -

"А я остаюся с тобою,
Родная навеки страна!
Не нужен мне берег турецкий
И Африка мне не нужна...

А я остаюся с тобою,
Родная моя сторона!
Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна."

 


 

 

Фото: Светлана Дрепина, Владислав Ульянов, Ольга Дмитрук, Евгений Коротких.

Видео: Евгений Коротких, Владислав Ульянов

Часть 2. А нас и здесь неплохо кормят