IBI VICTORIA UBI CONCORDIA (лат) -

победа там, где согласие

Судовой журнал "Мистраля"

о Первом походе вдоль всей морской границы Украины на разборных надувных туристских парусных катамаранах

Текст: О.Дмитрук под ред. И.Крыгина.

Фото: Ю.Протасов, С.Дудник, В.Ульянов, М.Дмитрук.

 

Пиар-фильм о походе  

 Сериал о походе  

 Телерепортажи 

Глава 1. Подготовка 

 Глава 2. Ад продолжается 

 Глава 3. Жемчужина у моря 

 Глава 4. Затока 

 Глава 5. Заколдованный "MOL" 

 Глава 6. Рыбаковка 

 Глава 7. Березань 

 Глава 8. Кинбурнская коса

 Глава 9. Тендра 

 Глава 10. Железный Порт - остров Джарылгач 

 Глава 11. Крымский сюрприз 

 Глава 12. Первый сильный ветер 

 Глава 13. Черноморское - Тарханкутский маяк 

 Глава 14. Тарханкут - Мирный 

 Глава 15. Николаевка 

 Глава 16. Орловский шторм и экскурс в Севастополь 

 Глава 17. Военные учения, Яшмовый пляж и балаклавские кошки 

 Глава 18. Закрытая зона 

 Глава 19. Кацивели - Ялта - Гурзуф - Аюдаг 

 Глава 20. "Артек" и Алушта 

 Глава 21. Рыбачье. Испытание прибоем 

 Глава 22. Дельфиний эскорт

 

 

Глава 23. Меганом: штормовые страсти

Подъём – в 4-30. Отход в 7-00 по утреннему бризу.

"Вкусненько... Полезненько..."

Хоть вместе с миской доедай...

Побыстрее, пока не отобрали...

Или отвернуться от всех...

Утро на пляже "Медвежонок". На фоне скалы Алчак-Кая

Дует, как в трубе. Волны нет, но вся поверхность моря – тёмная, в ряби. Местные говорят, что здесь всегда так дует, потому что - распадок между горами. И сегодняшний ветерок ещё не самый сильный.

В планах – обойти Меганом, Карадаг и тянуть по возможности на Киик-Атламу. На Меганоме не причалишь из-за рельефа местности, а к Карадагу всё равно не пустят  по причине заповедной зоны.

Поскольку курс предстоит фордевинд или бакштаг, мы уже знаем, что «Мистраля» надо зарифить, что я и проделываю. Но резвый мой катамаранчик и на рифах несётся так, что приходится смотать стаксель. Иначе очень убегаем от группы. А так удаётся более-менее сравнять скорости.

Я вообще-то радуюсь попутняку. Потому что слишком свежо в памяти, как мы тут мучались три года назад, обходя этот нескончаемый Меганом во время регаты «Морское братство-2009».

Полуостров Меганом находится между горой Алчак на западе до устья реки Коз на востоке, включая Капсельскую и Козскую долины. С севера эти земли ограничены хребтом Токлук-Сырт. В административном отношении входит в Судакский регион Крыма. Для Меганома характерен пустынный ландшафт. Его восточная гористая часть вдается в море, а западная более низкая, холмистая, с террасами и оврагами. Площадь скалистого полуострова составляет около 20 км², на нём выделяется наиболее далеко выдающийся в море мыс — мыс Меганом. В пределах полуострова есть ещё ряд мысов поменьше — Рыбачий, Бугас (Богаз), Толстый и другие. Мыс Меганом образован известняковыми глыбами, перемещёнными в далёком прошлом по горному склону к морскому побережью, а также вулканическими породами. То же название, что и сам полуостров, носит его наивысшая точка — гора Меганом (358 м). Длина береговой линии полуострова — около 16 км.

 

 

 

Над Меганомом постоянно дует ветер. Его энергию используют: в 2002 году на вершине Меганома открыли ветровую электростанцию. Ее официальное название - Судакский участок государственного предприятия "Донузлавская ветровая электростанция". 58 ветряков Меганома издали смотрятся заманчиво, почти сказочно, но рядом с ними находиться опасно. Ветровые агрегаты издают сильный шум, свист и, как установлено медиками, тяжелые для психики инфразвуки. Может, эти неслышимые человеческим слухом звуки и являются причиной того, что эти места овеяны почему-то печальной славой. Или все началось намного раньше? Любой местный краевед скажет, что поэты не слишком-то радостно отзывались о Меганоме. А чего стоит название одной из скал – Черный парус… Люди сверхчувствительные утверждают, что на Меганоме действительно ощущается сильное действие энергий – скажем так – не очень дружелюбных. Почему так? Никто не знает. Меганом не раскрывает свои тайны.

 

 

 

Меганом – это даже не мыс, а целый полуостров. Он далеко выдается в море и виден даже из Симеиза, за сто километров. Земля, как известно, круглая, и на таком расстоянии соседнее с мысом побережье прячется за горизонт, лишь вершина Меганома смотрится как некий сказочный остров. Места здесь и правда загадочны: совсем недавно здесь был засекреченный район – из-за множества воинских частей. Это едва ли не последнее по-настоящему «дикое» место на крымском побережье, окутанное таинственностью, подогреваемой всевозможными слухами. Якобы и НЛО тут приземлялись, и привидения тут шастают, а уж любители эзотерических учений облюбовали Меганом серьезно и, похоже, надолго.

 

 

 

Встречные подводные течения, совершенно неприступные берега. А на свежем попутном ветре здорово: любуешься себе каменными красотами, а кораблик легко несётся, куда тебе надо. Без борьбы и напряжения.

Понятно, что лафа вскоре окончится, потому что в любом случае при огибании мыса мы сойдём с курса фордевинд. Но пока летим весело.

Вперед, за мыс Меганом!

Донецкий физико-технический институт им. А.А.Галкина рулит!

Веселье внезапно усиливается. Особенно для «Трикстера». Минуя какое-то ущелье, он неожиданно вылетает на один поплавок. Влад, который, как и Андрей, никогда не пользуется матерными словами, успевает отдать только одну команду:

- Б…дь!

Юрка мгновенно понимает, что надо делать и, бросив всё, прыгает на взмывший в небо борт. Коварный «Трикстер» послушно и мягко опускается на ровный киль и, как ни в чём не бывало, несётся дальше, всем своим видом выражая: «Ничего же не было! Вам померещилось!»

Я этого не видела, зато отлично видели Саня с Серёжей и Олегом, и ещё замечательней - Влад с Юриком. После увиденного Саша велит тоже смотать стаксель. А мы в тот момент несколько поотстали, и я как раз, наоборот, велю Андрюхе размотать стаксель. Андрей разматывает – ровно на минуту. Потому что через минуту наличие такой площади парусов может оказаться чреватым.

Андрей разматывает стаксель -

...чтобы через минуту смотать

Ветер резко меняет направление (понятно, почему «Трикстер» хотел перевернуться) и задувает сбоку, с Меганома. Где-то там, в его межгорьях, он разгоняется, словно в аэродинамической трубе, и вылетает рваными потоками наружу. А ещё через четверть часа вдувает в нос. Судя по всему, пришло Меганомское веселье.

Экспериментируем со стакселем. То частично разматываем его на штаге, то опять подматываем, пытаясь опытным путём вычислить ту площадь, при которой «Мистраль» будет двигаться оптимально – и без перегрузок, и достаточно быстро, чтоб не отстать от товарищей.

Нашли оптимальную площадь парусов

Саша, как всегда, уходит мористее. Это его какой-то постоянный «конёк». Возможно, оттягивается подальше от скал. Хотя ветер – отжимной.

Сзади нас догоняет громада торгового корабля. Оказываемся просто у него на пути. Идти острее к ветру, то бишь, ближе к берегу – настоящее безумие. Поэтому уваливаем и пытаемся убраться с его дороги. Капитан громадины тоже не хочет намотать на винты наши паруса и берёт левее, ближе к берегу. Проходит между нами и Меганомом.

Поскольку «Мистраль» идёт ближе всех к берегу и кораблю, мы отлично видим происходящее на палубе. Сначала там стоит только один человек. Потом он, видимо, позвал напарников, и уже группка любопытствующих с высоченного мостика разглядывает нашу эскадру. Наверно, мужики удивляются придуркам, которые на жалких надувных матрасах изображают из себя яхтсменов. Если б ещё барахла на борту было поменьше, чтоб не производили мы впечатление плота с цыганским табором. Да ещё эта бегающая по палубе рыжая собачонка…

Корабль прёт сквозь волну, даже не покачиваясь, как по глади. А нас пенящиеся волны с барашками швыряют, как хотят. Но мы всё равно гордо задираем носы и приветливо машем руками стоящим на мостике. Мужики миролюбиво машут в ответ.

Догоняет большой корабль

Обгоняет большой корабль

То, что для нас - волна, для него - гладкий тракт

Украинский флот

Интересное наблюдение. В Чёрном море кому бы мы ни махали приветственно, все – от больших кораблей до матрасников на педальных катамаранах, от рыбаков на лодочках до молодёжи на надувных матрасах – обязательно отвечали на наше приветствие. Это сильно «грело», создавая ощущение единства всех на море живущих.

А вот Азов… Там, наоборот, если кто и отвечал взмахом руки – то это оказывалось исключением из правил. Вот такое загадочное явление. Повод поразмыслить, почему так.

Корабль уходит в сторону Карадага. А ветер и волна разгоняются по нарастающей. Три наши парусничка – вот и вся жизнь в этом кипящем море. Ни на берегу, ни на воде больше никого нет. Мы остались со стихией, считай, один на один.

Волны высокие, с барашками, но ещё длинные, идти по ним пока можно. Однако судя по тому, что всё только начинается, имеет смысл не тащиться к Карадагу, а сваливаться в бухту между этими мысами. Согласно одним источникам, она называется Лисья, согласно другим – Чалка. Но по моему опыту и точкам, вбитым в навигатор в 2009 г, Чалка – пляжик западнее Лисьей, примыкающий к Меганому. А Лисья – в самом центре, между мысом Меганом и пос. Курортное у основания Карадага.

Лавировка разбрасывает нас по морю. «Трикстер» сильно убегает вперёд на длинных галсах. С Владом регулярно поддерживаем связь, хотя время от времени на пересекающихся курсах в поле зрения попадает его парус. Саша сильно отстаёт, но по телефону говорит бодро и оптимистично. Пока всё нормально.

Когда начинаем спускаться в бухту, характер волн меняется. Они уже не такие высокие, но зато теряют определённое направление. Если на высоких можно было как-то подруливать на волну, хитростью и умением пытаться избежать ударов и сотрясений катамарана, то в этом «бардальеро» просто с ума сойти можно. Зачастую две волны шли в разных направлениях и, сталкиваясь перед катамараном, образовывали третью, удвоенную по высоте. Она имела острую, крутую вершину и чувствительно убивала матчасть. Особенно несладко приходилось "Трикстеру" с его невысоким клиренсом. Он влетал в эти совместно рождённые волны, погружаясь под воду поплавками до самой передней балки. При этом, естественно, резко тормозил, втыкаясь в море, как в препятствие.

Предугадать, откуда налетит и долбанёт толща воды – совершенно невозможно. Спереди, слева, справа, ну разве только не сзади! Эта бойня невероятно затрудняет продвижение катамарана. Навигатор показывает скорость на генеральном курсе… 2 км/ч! А скорость ветра – не менее 12 м/с. В снастях - свист.

До Лисьей бухты – около 4 км. Минимум два часа хода. Но пока техника держится, и мы с Владом решаем тянуть подальше, в Лисью. Потому что там интересней – нудисты, хиппи и прочее. Ну и характер грунта в Лисьей я хорошо помню, а вот что в Чалке, хоть мы и стояли там две ночи в 2009 г – хоть убей! – не помню.

В общем, сквозь немыслимую толчею волн, потеряв друг друга из вида, идём в Лисью на пляж нудистов. Влад движется далеко впереди и ближе к берегу. Он будет выбирать место для стоянки. А мы все подтянемся к нему.

Ветер уже свистит, заглушая все другие звуки. Чтоб услышать друг друга, приходится очень громко орать. Продвижение вперёд минимальное, нагрузка на руль выросла – сопротивление румпеля вынуждает сидеть в постоянном физическом напряжении, упираясь в палубу и не давая рулю свернуть с курса. Наверно, догнало метров до 14 в секунду.

Решаю полностью убрать стаксель и взять ещё одну полку рифов. Не нравится мне эта сверхнагрузка на румпеле. Катамаран так швыряет на волнах, что Миша с Андреем вдвоём не справляются. На подмогу приходит Аня. Ей поручено ответственное дело – пока мужики насилуют полотнище, не давая ему развернуться, следует завязать риф-штерты. Для столь тонкой работы требуется обе руки. Удержаться на скользкой прыгающей палубе без поддержки Аня не может. Ей приходится буквально повиснуть на гике, чтоб освободить руки. Да-а, попала девчонка, как кур в ощип. Парусная прогулка превращается в борьбу за жизнь. Вся надежда на крепость «Мистраля». Выдюжит ли?

Оставив клочок грота на мачте, Миша с Аней залегли, чтоб не создавать лишнюю паразитную парусность. Андрей сидит рядом, внимательно высматривая парус Влада в белом мареве пенных барашков. Доверить ему руль не могу по уже известным причинам: себе доверяю больше и себя, любимую, бить в случае чего не буду. А обзывать последними словами можно – сама на себя не обижусь.

Командор докладывает:

- Я причалил в бухте Чалка. До Лисьей не дотянул – меня выдавил ветер. Идти против него невозможно. Слишком остро – сносит в дрейф, полнее – грозит перевернуть. Давайте сюда, перенастраивай навигатор. Грот я не снял. Вы видите меня на берегу?

Влад причалил и читает лекцию аборигенам о парусном туризме

Наш Командор у пляжников - нарасхват!

Андрей, взяв бинокль, прочёсывает всё побережье и обнаруживает «Трикстер» гораздо восточнее, правее нашего местонахождения. Приходится закладывать несколько длинных галсов, чтоб выйти выше этой точки и потом хоть чуть-чуть более полным курсом выскочить на неё.

Однако стихия напрягает всё больше. Галсование против свистящего ветра и безумных разнонаправленных волн похоже на елозенье туда-сюда вдоль одной линии. Хоть какого-либо малейшего приближения к точке навигатор не отмечает. Впрочем, и сам навигатор тоже, похоже, сошёл с ума. Стрелка мечется влево-вправо и не может показать внятно направление на точку. Угол отклонения – больше сорока градусов. Толку от него – нуль. Разве что узнать, что прибытие – по-прежнему через два часа. Так что остаётся надеяться лишь на показания вперёдсмотрящих, которые ориентируют на парус на берегу.

Но я уже устала. И физически, и психологически. А конца-краю свистопляске не предвидится. Куда ни кинешь взгляд – пустынное пенящееся море. И лишь мы, как идиоты, боремся против встречного ветра в тщетной надежде прорваться сквозь него на берег. Всё это напоминает топтанье на месте, Сизифов труд. Накатывает отчаяние. Наверно, придётся уступать ветру и брать полнее, чтоб выйти на берег уже хоть где-нибудь.

Но дурацкая гордость, ненужные амбиции не дают мне сдаться. Если Влад добрался до Чалки, почему я этого не смогу? Буду идти вперёд до конца. Вот он, парус «Трикстера» - в каком-то километре от нас! Ещё часок продержаться – и мы победим. Я-то, конечно, ни черта не вижу ни паруса, ни «Трикстера», поелику без линз. А зачем утомлять глаза, когда у меня в экипаже двое суперзрячих и один – вооружённый очками? Да ещё бинокль на борту.

Нагрузка на румпель снова выросла до первоначальной. Уму не постижимо, как давит ветер! Там того грота осталось квадрата два, не хватает тяги, чтоб идти бейдевинд, но зато хватает сопротивления, чтоб выламывать руль.

Но «Мистраль», верный мой кораблик, самоотверженно продолжает бороться, послушно выполняя прихоти своей безумной хозяйки. Ползёт, продирается сквозь свист ветра, сквозь бьющие со всех сторон волны – к берегу, где ждут покой и отдых. Медленно, словно и сам он устал до последней степени, но из последних сил выполняет задание, как настоящий боевой товарищ.

Громкий щелчок! Давление на румпель исчезло. Катамаран немедленно уваливает, словно получил ранение в битве. Лопнул трос растяжки баллера руля. Всё! Теперь мы в полной власти ветра и моря. Куда понесёт – туда и отправимся. Но больше всего обидно за «Мистраль». Словно подрубили его живую душу, которую он выворачивал наизнанку, стремясь вывезти нас в нужное место. А сейчас, как подстреленный зверь, беспомощен и ранен. Андрей хватает спасательный конец и пытается намотать его вместо троса. Да куда там! От таких нагрузок даже несколько лопарей верёвки растягиваются, как резиновые.

Докладываемся Владу. Тот велит заводить мотор и сбрасываться за ветром. Мотор – тоже не лучший выход, поскольку дейдвудная труба на таких волнах обязательно будет выскакивать из воды, грозя сжечь технику к чертям собачьим. Но другого выхода нет, ибо ветер - с берега. Андрей занимает привычное место и дёргает стартёр. Матросы уже сидят на правом поплавке. Движок сразу же заводится и на малых оборотах выводит нас на другой курс.

Влад корректирует с берега по рации. И тут выясняется вещь, сразившая меня наповал. Оказывается, тот парус, к которому мы так стремились, вовсе не был парусом «Трикстера»! Мы два часа резались против стихии совершенно напрасно, поскольку Влад в это время уже два часа загорал в двух километрах западнее! Мы промахнулись с точкой на два километра восточнее. Если бы знали, что Чалка гораздо ближе, неужели бы стали так насиловать свою лодку?

"Мистраль" со сломанным рулевым устройством возвращается за ветром в бухту Чалка

Далее наступают минуты, которые вспоминаю с большой досадой, даже со стыдом. Мои нервы не выдерживают, и я обрушиваюсь на всех с претензиями. На Аню с Мишей – за то, что им по херу, куда идём. Зрение отличное, но они им не пользуются. Андрея – за неспособность отличить в бинокль «Трикстера» от какой-то белой массы на берегу. Влада – за то, что видел, как мы прёмся зачем-то мимо него, а он нам об этом не сказал. Думал, видите ли, что я решила взять выше на ветер, чтоб потом попутнячком сброситься к нему. Как будто я такая дура, что буду ломиться в такую штормягу против ветра, чтоб потом покататься на фордачке.

Короче, все они виновны в том, что мы лишние два часа ломали катамаран. И таки преуспели. Поломка «Мистраля» огорчала хуже собственной травмы. Сердце болело за него – бедолашный так старался, так доверял нам, а мы его – на, получай, скотина!

Вот оно какое, женское отношение к технике!.. Блин…

Влад с Андрюхой переругиваются по рации, потому что волны сильно бросают катамаран и разворачивают с курса. Владу издалека кажется, что это Андрюша безрукий и управлять мотором не может. А тот и рад бы, но действительно не может. Не из-за безрукости, а токмо стихии благодаря. Я же готова прибить обоих. И Аню с Мишей за компанию. Справедливости ради скажу, что и на себя злюсь не слабо. Просто – вместе со всеми. Все мы – козлы! А мои друзья – самые-пресамые козлы…

На берегу Влад с Юрой принимают «Мистраль». Хотя прибой небольшой, поскольку ветер – с берега. И вот тут, когда всё, наконец, закончилось благополучно, истерика, как и положено бабской истерике, не ограничивается только психом. Сопровождается слезами и соплями. Эмоции душат и выплёскиваются наружу. Безумно жалко «Мистраль».

Спустя время, когда страсти улеглись, я, конечно, анализировала своё поведение, искала истоки этого психа. Наверно, это была разрядка после дикого напряжения нервной системы во время перехода. Ведь Миша плавает плохо, Аня – физически слабенькая. И ветер – отжимной. А Влад где-то далеко, на берегу. Андрея на всех не хватит. Слишком много «авось». Наверно, где-то на уровне подсознания я боялась. Очень боялась. В этом приходится признаться, хотя в моменты борьбы за жизнь вместе с «Мистралем», самые высшие моменты напряжения, казалось, страха не было. Усталость, отчаяние, желание поскорее всё закончить – да. Но не страх.

А оказывается, был. Страх ответственности. Во как.

Прибыли

Влад пребывает в отличном настроении: мы причалили, Саша Бакулин – тоже, так что всё окончилось хорошо. Его лучезарный настрой бесит меня ещё больше. И тут Командор принимает очень мудрое и по-мужски правильное решение. Вместо того, чтоб сказать: «Оля, пошла вон со своими психами и слезами!», он молча обнимает меня и начинает утешать.

Именно в этом я, видимо, тогда очень остро нуждалась. Потому что слёзы быстро высыхают, злость тухнет. Чтоб окончательно развеяться, он предлагает мне пойти прогуляться в сторону Лисьей бухты, поискать мороженое. И никого с собой не брать. Пока я окончательно не остыну.

Народ растерянно помалкивает. Мою столь сильную и, главное - несправедливую, истерику видят впервые. Юрка бодренько фиксирует на видео нашу «Санта-Барбару». Мишка «наезжает» на него, требуя не снимать столь интимные кадры. Но я машу рукой – пускай! Из песни слов не выкинешь. И если было – значит, было. Пусть все знают, что у нас тут не только тихий Эдем. И мне - наука на будущее.

Потом эти кадры я не постесняюсь поставить в фильм о походе. Это – истинные эмоции, искренняя реакция. В конце концов, даже то, как повёл себя Влад в этой ситуации – пример для подражания. Вот. Это моё мнение.

Отзвонившись пограничникам, докладываем, что в бухте Чалка причалили два катамарана. А третий, получив повреждение рулевого устройства, сбросился чуть западнее – в районе пос. Весёлая Долина. Погранцы отвечают, что штормить будет ещё дня два. Значит, будем тут торчать, пока не распогодится.

Вид на бухту Чалка


Переход Судак (пляж "Медвежонок") - бухта Чалка - 25,6 км, 6 ч ходу

Средняя скорость 4,26 км/ч

Чалка N 44° 52’ 26,8 ’’ E 35° 08’ 36,4’’

(пост Меганом) 099-064-11-18

Глава 24. Лисья бухта

Продолжение следует...

Если Вам понравилось то, что здесь написано, и вы хотите материально поддержать автора, то буду счастлива и признательна. Мой счёт в Приват-банке       4405 8850 1839 5928      на имя Дмитрук Ольги Игоревны