Парус в городском пейзаже


В майские праздники в Донецке прошли соревнования по парусному туризму на разборных судах «Кубок Донецка 2007». На городском пляже любители парусов и ветра разбили палатки и, ничуть не смущаясь внимания зевак, бороздили мутные кальмиусские волны.

-     Для жителей городов, удаленных от акваторий, желание походить под парусом вылилось в появление разборных судов, - рассказывает главный судья соревнования Игорь КРЫГИН. - Такие суда хороши тем, что,разобрав, их можно везти хоть в трамвае, хоть в электричке, хоть в багажнике автомобиля. Я был и на Ладоге, и на Онеге, прошел Волгу и Днепр. Азовское море вдоль и поперек исходил. Эти посудины рассчитаны на тех, у кого пока нет больших заработков. Стоимость такого катамарана - от трех тысяч гривен до трех тысяч евро. Конечно, никакого комфорта на таких судёнышках нет, зато общаешься с природой один на один и понимаешь, что она не ласковая мама, а суровая стихия, с которой нужно бороться за выживание.

-    Игорь Михайлович, почему же соревнования такие малочисленные - всего пять катамаранов?

 

-     Сейчас в Черкассах проходит  «Кубок  Коломойца»,  так очень многие поехали туда. Да и погоды испугались, холодновато всё-таки. А самая крупная регата - «Кубок Донбасса» - проходит в конце мая на Краснооскольском водохранилище.

-     Есть еще одна веская причина - замусоренный берег, - добавляет Ольга ДМИТРУК, капитан катамарана «Мистраль». - В прошлом году я пропорола новые поплавки (баллоны, на которых плавает катамаран. - Авт.). А в этом году один из участников порезал ногу о битую бутылку, кровью вся палуба залита была.

-     Так эти соревнования еще и опасны? Не зря, видимо, «скорая» стоит...

-    «Скорая» здесь дежурит, потому что это официальные соревнования, которые спорткомитет проводит. А так скучно - никто не тонет, спасать никого не надо, - шутит Игорь Михайлович. - Если учесть, что все спассредства на воде - надувные, то наши посудины - спассредства сами по себе. За 30 лет существования парусного туризма на Украине ни одного утонувшего туриста нет. А вот электротоком убило четверых. Иногда вдоль берега проходят высоковольтные линии. Вытаскиваешь из воды свою посудину, цепляешь мачтой провода. И меня как-то трухнуло хорошо на Чудском озере. Теперь перед тем, как выйти на сушу, смотрю вверх.

Интересуюсь у Ольги Дмитрук (именно её команда через полтора часа получила кубок Донецка), а женское ли это дело - под парусом ходить?

- Кроме меня, есть ещё женщины-капитаны. Есть в этом и свои преимущества. Один женский экипаж на соревнованиях не обошел знак: был очень сильный ветер и рисковать они не стали. На финише честно признались судейству, что знак не обошли, - пусть эту дистанцию им не засчитывают. А наши мужики сказали: «Ничего подобного, всё они обошли, меньше женщин слушайте». Но не всегда помогает то, что ты представительница слабого пола. Как-то судья не хотел засчитывать финиш одной женщине. Была очень трудная маршрутная гонка, она промокла, продрогла, пришла последняя. Все были рады, что она вообще живая причалила. Но причалила не на финише, не дотянула нескольких метров до последнего знака. Волоком дотащила судно до нужной точки.

-    Сколько человек в вашей команде?

-    В команде очень много людей, но экипаж обычно три-четыре человека. Кто-то работает,  кто-то не может идти по другим причинам. А самый лучший состав был в прошлом году на Азовском море, когда мы заняли второе место в чемпионате Украины по парусному туризму.

-    У вашей лодки какая-то нестандартная конструкция...

-    Кто-то, для кого ничего святого нет, украл с нашего судна дюралевые запчасти. Пришлось несущие конструкции заменить пластиковыми, а сделали мы их из... водопроводных труб. Сами придумали, сами сделали. Пластик не гремит, не гниёт, не корродирует. Но почему-то никто не хочет наш пример повторять, хотя мы прошли 126 километров по Азовскому морю и даже попали в шторм.

-    Говорят, несколько лет назад вы плакали от радости, что смогли хотя бы причалить. А теперь вот - вице-чемпионы Украины...

-    Тогда была другая лодка, более сложная в управлении. И если на «Мистраль» можно посадить человека, который будет показывать и рассказывать, как управлять, то на той лодке приходилось рассчитывать только на свои силы. Я семь лет мучилась, пока, наконец, мне не удалось финишировать. Аж на слезу прошибло от счастья. Представьте, привезти катамаран,собрать, спустить на воду, потом разломаться или встрять куда-нибудь не туда, выйти на берег, разобрать лодку и наблюдать, как соревнуются другие. И так семь лет!

-    Да уж, это воспитывает характер! А что значит название вашей лодки - «Мистраль»?

-    Мистраль - это сильный северо-западный холодный ветер, который налетает внезапно. Но в экстремальных ситуациях рождается очень прочная дружба, когда доверяешь людям не только свои тайны, но жизнь.

-  Расскажите, как вам удалось занять второе место в соревнованиях, где участвуют дорогие фирменные лодки?

-  Все ушли далеко в море. Ветра не было, все стоят. По правилам маршрутной гонки, если стоит полный штиль, то можно идти на веслах к берегу, а дальше идти проводкой, то есть тянуть лодку на веревке. Нам повезло, поскольку у нас экипаж спортивный, молодой, ребята побежали бегом. Бежали сорок минут в палящий полдень, я сидела на руле, чтобы катамаран не воткнулся в песчаный берег.Так мы выиграли у киевлян, которые забрались далеко в море...

Это не единственная курьёзная история,которую удалось услышать от заядлых туристов. Рассказывали, например, как в соревнованиях записали в парусность судна, кроме парусов, ещё и тент от «КамАЗа». Или как ехали в поход да забыли дома поплавки. Тогда связали вместе три катамарана, поставили на них четыре баллона вместо шести, а вместо паруса натянули палатку. Зрелище, говорят, было незабываемое: три мачты, четыре поплавка и «дверь» па­латки на ветру полощется...

 

 

 

Погребняк Ирина

Газета "Донецкий кряж", май 2007 г.